Илья Ефимович Репин

Г Недошивин| опубликовано в номере №579, июль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Национальная русская школа живописи является предметом законной патриотической гордости советского человека. В истории мирового искусства прославленным русским мастерам кисти принадлежит большое и почётное места

Наши художники, подобно нашим писателям, дали правдивое и глубокое отражение русской народной жизни, они видели в своём творчестве общественный долг, стремясь все силы свои отдать служению России, её благу, процветанию и прогрессу. Передовые русские художники горячо ненавидели самодержавно - крепостнический и капиталистический гнёт, тяготевший над народом, и их произведении часто становились могучим оружием в борьбе за демократическое переустройство страны, за свободу. В этом великая сила творчества классиков русской реалистической живописи.

В славной плеяде наших художников первое место по праву принадлежит Илье Ефимовичу Репину, замечательному мастеру - реалисту, в творчестве которого с необыкновенной яркостью и полнотой отразилась целая эпоха русской жизни. Товарищ И. В. Сталин назвал имя Репина в числе тех, кто составляет честь и гордость русского народа.

Расцвет творчества Репина приходится на 70 - 90 - е годы прошлого века и неразрывно связан с тем могучим освободительным движением, которое, поднимаясь из глубочайших недр задавленного нуждой и бесправием русского крестьянства, питало ум и чувства лучших людей той эпохи: Чернышевского и Некрасова, Толстого и Мусоргского, Салтыкова - Щедрина и Редина.

Уже по своему происхождению Репин был плотью от плоти и костью от кости русского народа. Он родился в 1844 году в семье военного поселянина (то есть крестьянина, насильно водворённого в так называемые «военные поселения») в украинском городке Чугуеве. С детства у будущего художника обнаружились способности к живописи, но трудно было тогда «простолюдину» пробить дорогу своему таланту. Много нужды и мытарств пришлось испытать Репину, прежде чем он добился поступлении в Академию художеств в Петербурге.

Общественная и художественная жизнь ключом била тогда в Петербурге. Демократическая молодёжь смело поднимала свой голос против самодержавия и угнетения народа. В самой Академии художеств, бывшей тогда цитаделью оторванного от жизни официального дворянского искусства, за год до этого произошёл «бунт»: тринадцать кончающих академию живописцев в знак протеста против господствующей в ней рутины демонстративно покинули её стены. Во главе этих тринадцати стоял художник И. Н. Крамской, вскоре ставший другом и наставником Репина, направлявшим его талант на путь реализма и народности. И молодой художник со всей страстностью обратился к жизни, к правде, к справедливости.

Уже первая большая самостоятельная картина Репина - «Бурлаки на Волге» (1870 - 1873 годы) - была крупнейшим событием в русской живописи. Развивая традиции художников - демократов старшего поколения - Перова, Крамского, - Репин с суровой правдивостью показал типическую картину российской действительности того времени. Впрягшись в лямку, изнемогая от жары и усталости, тянут тяжёлую гружёную баржу бурлаки. Гневным протестом против превращения людей во вьючных животных проникнуто это произведение. Его образ перекликается с образами стихов Некрасова:

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся Над великою русской рекой?

Но Репин, как и Некрасов, далёк от того, чтобы просто питать чувство жалости по поводу горькой доли русского крестьянства. Достаточно взглянуть на лицо ведущего бурлака - человека со лбом философа, как называл его сам художник, - чтобы почувствовать, как умел великий мастер увидеть в этих униженных тяжким бременем людях большую внутреннюю силу, чувство собственного достоинства. Репину открылся русский народ не только как народ угнетённый и забитый, но и как народ, таящий в себе великие возможности, народ, которому принадлежит будущее.

Эта картина сразу выдвинула художника в первые ряды мастеров прогрессивного,

реалистического направления в русском искусстве. Вскоре он примкнул к передовой группе художников - демократов, так называемым «передвижникам», объединившимся в 1871 году для того, чтоб продвигать своё близкое и понятное народу искусство в широкие массы. Вдохновителем и пропагандистом этого направления был замечательный критик Владимир Васильевич Стасов, беззаветно» боровшийся за правду жизни в искусстве и на протяжении целых десятилетий поддерживавший, ободрявший и учивший двух таких гениев русского искусства, как Репин и Мусоргский. Репин запечатлел образ своего друга и наставника в ряде чудесных портретов, с которых глядит на нас смелое и вдохновенное лицо пламенного трибуна русского национального искусства.

С конца 70 - х годов репинское творчество достигает своего зенита. Необыкновенная широта охвата жизни, смелая мысль, удивительная по горячей яркости живопись - всё это делает полотна великого художника замечательными шедеврами реалистического мастерства. Нет такой важной стороны действительности, мимо которой прошёл бы Репин; нет такого рода живописи, в которой он не испробовал бы - и всегда с блеском - своих сил. Жизнь русского крестьянства запечатлена им в ряде полотен и прежде всего в законченном в 1883 году большом полотне «Крестный ход в Курской губернии». Эту репинскую картину по праву называют «энциклопедией русской жизни». Смелое обличение чванства и грубого самодовольства «сильных мира сего» - помещиков, купцов, кулаков - сочетается здесь с восторженным изображением могучей силы народа, пусть ещё во многом ослеплённого и заблуждающегося, но способного творить чудеса.

Певцом русского народа можно назвать Репина. Он горячо любил народ и верил в него, в его бессмертное свободолюбие. Обращаясь к истории, он нашёл сюжет, который помог ему создать замечательный образ свободного, исполненного силами народа. Более десяти лет работал художник над этой картиной и создал несколько вариантов, один из которых находится в Третьяковской галерее в Москве. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» называется эта картина. Сколько могучего веселья, горячего жизнелюбия в образах этих людей, отвечающих гордой насмешкой на требование турецкого султана подчиниться его власти! Глядя на этих богатырей, так ярко ощущаешь неистребимую решимость русских людей дать отпор любому поработителю! Народ - вот подлинный герой этого замечательного репинского полотна!

Любовь к народу сделала Репина особенно чутким к тем людям, которые в ту эпоху смело выходили на неравную борьбу с самодержавием. Образу русского революционера, отдающего все силы освобождению России, посвятил художник целую серию своих произведений. Среди них первое место принадлежит картине «Не ждали», в которой изображено нежданное возвращение политического ссыльного в родную семью. Картина прозвучала тогда - в 1884 году - как высокое моральное оправдание революционеру, пожертвовавшему личным счастьем, семьёй ради народного дела. В скромную комнату, где много солнца, воздуха и света, входит он, ещё тревожащийся, поняли ли его родные. А навстречу ему поднимается старуха - мать, радостно встрепенулась жена: он найдёт здесь поддержку и понимание!

Передовым людям России посвятил Репин и своё замечательное мастерство портретиста. Бывали случаи, когда он с негодованием отвергал предложение писать портреты реакционных деятелей. Но с каким горячим вдохновением, с какой силой характеристики, с какой жизненной яркостью писал он тех, в ком видел славу и гордость русской культуры, - Толстого, Мусоргского, Пирогова, Стасова, артистку Стрепетову, основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова, писателей Гаршина и Тургенева! Умея с исключительной остротой глаза схватить все мельчайшие чёрточки в облике своих моделей, Репин всегда одновременно улавливал и передавал в портретах внутреннее содержание человека, сильный ум, большое сердце, яркий характер.

Невозможно в краткой статье даже перечислить все бессмертные создания пламенной репинской кисти. Многие и многие произведения Репина стали любимыми картинами нашего народа. Весь свой великий талант отдал художник народу, и народ наградил его большой и горячей любовью.

Трагически сложились последние годы жизни художника. На склоне дней своих поселился он на даче в Куоккала. Местечко это после Великой Октябрьской социалистической революции оказалось на территории буржуазной Финляндии. Старый художник остался вдали от родины, от друзей, от своего народа. Он порывался вернуться в Россию, его не пускали. Это не могло не сказаться пагубно на его искусстве, и Репин угас, скончавшись в 1930 году.

Всякий большой художник, как сказочный Антей, черпает свои силы, припадая к матери - земле. Такой матерью для художника является отчизна, родной народ. Связанный с ним, питающийся его соками, он становится велик, как стал велик замечательный русский художник Илья Ефимович Репин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены