Игра без правил

Анжела Хачатурья| опубликовано в номере №1455, январь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Музыкальный редактор «Юрма-лы-87» оказалась последней инстанцией, решающей, чья и какая музыка будет звучать в зале Дзинтари.

Большая часть музыкального материала для конкурса даже не прослушивалась худсоветом Главной редакции музыкальных программ ЦТ.

О причинах нездоровой атмосферы за кулисами конкурса довольно точно сказала в интервью газете «Юрмала» лауреат нынешнего года Олга Раецка: «Отлично работалось вместе с режиссером Центрального телевидения Ларисой Микульской, чуткой и интеллигентной женщиной. К сожалению, этого не могу сказать о старшем редакторе Главной редакции музыкальных программ ЦТ Алле Дмитриевой, капризы которой приходилось терпеть всем участникам конкурса».

Призы, призы...

Уже трансляция I тура наглядно показала, что вокалистам из прибалтийских республик равных на конкурсе не сыскать. После II тура, подтвердившего их явное превосходство, в адрес жюри потоком хлынули телеграммы возмущенных зрителей, требовавших прекратить «подсуживать своим». Но «виноваты» не стены родного дома, как считают многие, а предпосылки более глубокого порядка. Это и десятилетиями шлифуемая в Латвии, Эстонии и Литве музыкальная традиция в жанре легкой музыки, и целенаправленное развитие современной эстрадной «школы», и высокая исполнительская культура, и вокальная эстетика — вот та почва, с которой теперь пожинают блистательный «урожай» Карэ Каукс, Олга Раецка, Угис Розе. Существенно и то, что все они — солисты-профессионалы, стабильно, не первый год работающие со своими группами. Поэтому все представители прибалтийских республик вошли в число лауреатов и дипломантов. Достаточно оценить количество и значимость призов, ими завоеванных: «Приз ЦК ЛКСМ Латвии за артистизм» — Жильвинасу Бубялису (Вильнюс), «Приз за лучшую авторскую песню» — Принту Пихлапу (Таллин), «Приз за безупречное чувство стиля» — Карэ Каукс (Таллин), «Приз симпатий телезрителей» — Олге Раецка (Рига), чтобы убедиться: их победа на конкурсе не подарок фортуны. Ну, а кто же их соперники? Каков их творческий потенциал, уровень профессиональной подготовки? Для большей половины этих ребят, особенно тех, кто поет в варьете и ресторанах, сцена концертного зала Дзинтари — первая «большая сцена» в жизни и первое выступление с большим составом оркестра. Еще стоит добавить, что в Челябинске, Новосибирске, Свердловске, Йошкар-Оле и других городах России не сложилось пока крепкой современной эстрадной певческой «школы», способном соперничать на равных с прибалтийской. При таком «балансе» и неспециалисту ясно, что изначально силы в борьбе были неравны. На конкурсе работал эстрадный оркестр Латвийского радио и телевидения под управлением А. Закиса. Оркестру предстояло за несколько дней разучить с солистами, с которыми они никогда ранее не встречались, программу из 69 новых песен. Во время репетиционного периода, то есть на самом напряженном этапе конкурса, каждый певец «общался» с оркестром в общей сложности менее двух часов. На просьбы о дополнительном репетиционном времени следовал, как правило, отказ. Главный редактор Главной редакции музыкальных программ Владимир Упорин пояснил, что нарушать тридцатиминутную норму нельзя, так как она установлена в соответствии с нормами, действующими на международных конкурсах. Но разве начинающих вокалистов можно поставить в один ряд с профессионалами? Проще, конечно, прикрыться зарубежным «стандартом», чем ломать голову над тысячей вариантов в поисках одного оптимального. Но тогда зачем все эти «игры», в которых порой ломаются творческие и человеческие судьбы?

Впрочем, некоторые правила международных музыкальных фестивалей полезно и перенять. Например, приглашать в Юрмалу исполнителя со своим дирижером или два состава оркестра.

Да и не лучше ли впредь разрешить певцам выступать под музыкальную фонограмму? Тогда солисты сумеют продемонстрировать вокальные данные, не беспокоясь о созвучии с оркестром. И, что не менее важно, использование музыкальной фонограммы поможет решить самую животрепещущую проблему Юрмальского конкурса — проблему звучания. Плохое звукоусиление в зале Дзинтари признал на пресс-конференции и Раймонд Паулс. Двенадцать конкурсантов, которым горький жребий определил петь в первый день, работали на неотрегулированной звуковой аппаратуре. В сущности, все они боролись со звуком.

Во имя идеи

Часто ли телезрители видели на своих экранах лауреатов и дипломантов прошлого конкурса? Лишь к концу 86-го года телевидение «вспомнило» об их существовании. Центральное телевидение до сих пор не выполнило взятого на себя обязательства создать тридцатиминутный фильм об обладателе «Гран-при» «Юрмалы-86» Родриго Фоминсе. И в этом году все повторяется. Где они, тринадцать «счастливчиков» прошедшего II Всесоюзного конкурса? Увидим ли их на экране?

Непонятно, что помешало жюри найти место и время для проведения «круглого стола» или семинара с участниками. Во время такого «круглого стола», учитывая репертуарный голод, вполне допустим «песенный аукцион», на котором молодежь смогла бы пополнить свой репертуарный багаж. Уверена, ценнейшую информацию к размышлению молодым певцам подарили бы встречи с горожанами, гостями Юрмалы. Разговор о проблемах современной эстрадной песни с широкой аудиторией слушателей может стать доброй традицией Юрмальского фестиваля. Кстати, в одном из молодежных кафе горком ВЛКСМ Юрмалы провел «выездной ринг» с участниками конкурса, где они услышали мнение зрителей о своем творчестве. Кому-то, убеждена, это помогло понять, почему он «провалился» на конкурсе. Молва о «выездном ринге» молниеносно облетела город, молодежь звонила, требовала повторить встречу.

Возле зала Дзинтари в дни конкурса часами «вылавливали» лишний билетик огромные толпы поклонников советской песни, специально (!) прибывшие на финал конкурса и гала-концерты. Конечно же, городской комитет ВЛКСМ не смог обеспечить билетами нежданных гостей. Правда, помогали спекулянты, «на руках» у которых пригласительный билет стоил 25 рублей... Наверное, надо подумать, как решить и эту проблему. Один из приемлемых путей, считает первый секретарь Юрмальского горкома ВЛКСМ Сергей Ермаков, «бронирование» и продажа путевок для молодежи в санатории, дома отдыха, пансионаты в период конкурса. Нашлось бы место на побережье и палаточным городкам. Конечно же, советские, комсомольские и общественные организации Юрмалы самоотверженно делают все возможное, чтобы подарить молодым людям яркий праздник. Однако юрмальчане вряд ли могут справиться только своими силами.

Проблемами Юрмальского телеконкурса должны заняться многие специалисты. Юристам, например, стоит разработать толковое Положение о конкурсе. Экономистам — изыскать пути превращения Юрмальского конкурса в прибыльное мероприятие, из «копилки» которого можно было бы купить недостающую аппаратуру и оборудование, издавать рекламные буклеты и открытки, пригласить балетмейстеров, репетиторов, помощь которых крайне необходима. Хотелось бы, чтобы средства массовой информации освещали процесс подготовки конкурса, чтобы его организация постоянно находилась под контролем общественности. Изрядно стоит похлопотать и «генеральному подрядчику» — Гостелерадио СССР. И прежде всего подыскать талантливую группу сценаристов, способных придумать оригинальную фабулу музыкальному теледейству. А иначе внимания зрителей не завоевать.

Разумеется, весь комплекс проблем, выдвинутых на повестку дня, решить нелегко. Есть объективные сложности экономического, координационного порядка, но преодолеть их необходимо, ибо на пороге — телеконкурс «Юрмала-88», которого все ждут.

От Редакции.

Публикуя Полемический материал нашего специального корреспондента, мы приглашаем вас, уважаемые читатели, к разговору о проблемах эстрадного музыкального искусства. Надеемся, что в своих откликах вы не только поделитесь впечатлениями о Юрмальском конкурсе, но и выскажете свои соображения о том, что нужно сделать, чтобы у нас было больше самых различных конкурсов и чтобы они стали настоящей школой профессионального мастерства молодых исполнителей и праздником для миллионов любителей эстрады.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены