Я никогда не спрашивал Ирину Роднину о каких-то высоких материях, связанных со спортом. Даже тогда, когда такие вопросы и вертелись у меня на языке. Достаточно было взглянуть на Ирину, чтобы сразу отказаться от подобной попытки. Ее насмешливый взгляд и озорная улыбка сразу сбивали любую патетику.
— Красота? Это чтобы «реберность» была хорошая и ход...
— Балет? Ну что ж, и балет нравится. А еще хоккей. И вообще содержание спорта — борьба, а красота — следствие...
Года три-четыре назад Ирина любила «завести» собеседника, задающего вопросы, ответы на которые, как ей казалось, заранее ясны. Она словно излучала смелость и радостную энергию. И ты сразу чувствовал, что у этого «птенчика», как ее тогда называли, в груди «сердце маленьким боксером проживает».
А на льду красота, музыка, свет... И мужественный рыцарь-партнер бережно ведет свою очаровательную партнершу. И потом они оба улыбаются. И в том, что они умеют оставить все свои страдания за кадром, они не видят какой-то своей особенной заслуги. Таков закон спорта. Ведь они фигуристы. И должны выходить на ледяную арену с улыбкой...
Сегодня пары Ирина Роднина — Алексей Уланов не существует. Есть новый дуэт Ирина Роднина — Александр Зайцев.
...Никогда не забуду братиславский Зимний стадион, где проходил чемпионат мира этого года. Зал украшен красными, розовыми, белыми гвоздиками. Зал ждет...
И вот они начали. «Вдоль по улице метелица метет...» И вместе с мелодией — неотделимые от нее — зазвучали в сознании слова: «Ты постой, постой, красавица моя...» «Постой», потому что нельзя, чтобы это прекратилось, потому что каждое движение Ирины Родниной дарит зрителю счастье и остается в его сердце...
А Александр Зайцев бережно ведет свою партнершу, забыв о себе и помня только о ней...
Прыжок в два с половиной оборота в медленной части. Неожиданный и закономерный. «Не темпом лишь определяется характер эмоций, — говорит Станислав Жук. — В каскаде прыжков, в скорости может выразиться глубокое, даже элегическое чувство, а в плавном, медленном движении может таиться эмоциональный взрыв». И вдруг тишина. Музыка исчезла. А Ирина Роднина и Александр Зайцев продолжают кататься, продолжают петь свою песню. И эту мелодию услышал весь зал. Зрители стоя аплодировали фигуристам, а в ритме аплодисментов продолжал жить ритм «Метелицы». Выступление Ирины и Александра длилось пять минут шесть секунд — всего на секунду меньше, чем показывает хронометраж их программы.
А потом Ирина смеялась, а Саша, забывшись, улыбался углом рта и тут же — нельзя же позволять себе лишнее! — гасил улыбку. А на лед летели красные гвоздики и апельсины, и всем в зале задолго до того, как судьи дали оценки, было ясно: конечно же, только они, только Ирина Роднина и Александр Зайцев, достойны сегодня звания чемпионов мира в парном катании.
Как позже выяснилось, в радиокабине неожиданно отключился ток. Руководитель судейской бригады Карл Эндерлинг дал знак фигуристам, что они могут прекратить кататься.
— Но сначала-то я услышала, как Жук крикнул: «Катайтесь!» — сказала вечером на пресс-конференции Ирина Роднина, — а потом уж заметила сигнал судьи. Я привыкла слушаться тренера.
— По правилам Ира и Саша имели право выступать до конца, — сказал Станислав Жук. — К тому же они уже откатали половину программы. А стартовать во второй раз было для них тяжело...
Я разговаривал с одним из лучших фигуристов всех времен, чемпионом мира 1962 года канадцем Дональдом Джексоном (его прыжок — тройной лутц — до сих пор никому не удалось повторить).
— Роднина и Зайцев — большие чемпионы. Невозможно было поверить, что они выступают без музыки. Я бы, например, не смог сделать то же, что они. Поражает гармония, которой им удалось достичь. Фигуристы катаются вдвоем, но на льду они единое целое. Мне особенно нравятся их прыжки и акробатика.
Ирина Роднина — лучшая партнерша из тех, кого я когда-либо видел. Ее катание — это одновременно сила и чувство.
Зайцев великолепно подготовлен атлетически. И он умеет помочь своей партнерше с истинно мужским тактом.
Эти фигуристы выступают с таким подъемом, что заставляют каждого зрителя мысленно кататься вместе с ними...
Уверен, что если бы год назад кто-нибудь предположил, что Александр Зайцев поднимется на высшую ступень пьедестала почета, ему скорее всего ответили бы: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Ленинградец Александр Зайцев (20 лет, рост 176 см, вес 74 кг) не подавал особенно больших надежд. Его высшее достижение — 10-е место (в паре с Ольгой Давыденко) на первенстве СССР 1970 года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К столетию со дня рождения Н. Э. Баумана