Гусар Лариса

А Грамов| опубликовано в номере №847, сентябрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

В старом каретном сарае, на экипажах, телегах и просто на земле расположились усталые бойцы. И среди них – курносый мальчишка в военном мундире. Вместе со всеми он ждет, когда армия двинется в путь. А пока он прислушивается к песне, которую запела заезжая французская актриса

Жермон...

– Стоп! Отставить! – Плотный, высокий, с курчавыми взъерошенными волосами человек устало слезает с операторской тележки. Достает платок, утирает пот со лба. И, точно расколдованный, сарай преображается. Теперь это уже не сарай, а павильон «Мосфильма», не бойцы и партизаны русской армии, а киноартисты, не французская актриса Жермон, а артистка московской оперетты Татьяна Шмыга.

Мы присутствуем на съемках нового художественного фильма «Гусарская баллада». Высокий, взъерошенный человек – режиссер-постановщик Эльдар Рязанов – резко рубит рукой воздух:

– Мотор!

И мы мгновенно переносимся на полтора столетия назад. Идет война с французскими захватчиками, русский народ от мала до велика поднялся на защиту родного края. Мальчишка-гусар тоже принимает участие в сражениях с врагами, притом действует храбро, смело...

– Кто играет главную роль в фильме? – спрашиваем мы в перерыве второго режиссера Юрия Феликсовича Даниловича.

– Лариса! Подойди сюда, пожалуйста.» – И Юрий Феликсович поворачивается к... мальчишке-гусару!

Да, Лариса Голубкина играет в «Гусарской балладе» роль отважной русской девушки Шуры Азаровой, которая для того, чтобы участвовать в войне, переоделась гусаром...

В основе фильма – исторический факт: именно так поступила героиня Отечественной войны

1812 года Надежда Дурова.

Кто же она такая, Лариса Голубкина? Кажется, в кино это имя мы слышим впервые?

Да, «Гусарская баллада» – дебют двадцатидвухлетней студентки III курса ГИТИСа. До этого нигде не снималась и даже не предполагала, что станет киноактрисой.

– Как получилось, что вас пригласили на главную роль?

– Очень просто и очень неожиданно. Когда съемочная группа «Гусарская баллада» подбирала героиню, об этом узнали студенты ГИТИСа – мои товарищи по факультету музыкальной комедии. Они сказали помощнику режиссера, ведущему поиски «девушек-гусаров», что, по их мнению, лучшей кандидатурой являюсь я. Я об этом ничего не знала и была немало удивлена, получив из «Мосфильма» открытку с приглашением явиться на пробы. А дальше... Фото- и кинопробы я прошла успешно, и вот художественный совет второго творческого объединения утвердил меня на роль Шуры Азаровой...

Интересно отметить, что «Гусарская баллада» – первый в истории отечественной, да и, пожалуй, мировой кинематографии фильм, в котором широко используются эпизоды конных боев на снегу.

– Это, мне кажется, – рассказал постановщик фильма Э. Рязанов, – была одна из самых больших трудностей, с которыми мы столкнулись в процессе создания фильма. Нашему творческому коллективу – известному киноактеру Юрию Яковлеву, играющему роль поручика Ржевского, актерам, исполняющим роли партизан, Юрию Белову, Роману Хомятову, Владимиру Трошину, Юрию Кирееву,

Валентину .. Брылееву, Льву Полякову, Феликсу Яворскому, Михаилу Орлову, – пришлось всерьез, по-настоящему изучить искусство верховой езды и фехтования. Съемки конных боев велись почти без дублеров. В морозные дни зимы 1961/62 года им пришлось вынести серьезные испытания воли и мужества на заснеженных полях Подмосковья, на месте натурных съемок в Удине, Подъячеве, Рогачеве. Лошади продавливали копытами наст, проваливались по брюхо в снег, скользили, спотыкались, отказывались слушать поводья. Мы по нескольку раз переснимали многие сцены, добиваясь хороших кадров... И актерам приходилось работать по девять-десять часов в сутки. Особенно трудно пришлось нашей юной героине Ларисе Голубкиной, по нескольку дней буквально не вылезавшей из седла. Пожалуй, то, что пришлось ей вынести во время зимних съемок, выдержит не каждый взрослый мужчина...

Последний вопрос, который мы задаем Эльдару Александровичу Рязанову, –что привлекло его и его товарищей по творчеству к работе над этим фильмом?

– Главное, что вдохновляло при работе над

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

След обрывается у моря...

История, рассказанная офицером пограничных войск