- Ну, Зина, - сказал начальник цеха молодой белокурой девушке с резкими, угловатыми движениями, - наше желание исполнилось: получен первый военный заказ.
Правда, это было не совсем то, чего ждала Зина Краскина, да и не она одна. Заводу поручили изготовить партию котелков для бойцов Красной Армии.
Девушка была разочарована. Война, а тут - котелки. Хорош военный заказ!... Товарищи пытались убедить молодую комсомолку в том, что она была неправа. Секретарь комитета комсомола долго беседовал с Краскиной:
- Умная девушка, а не хочешь понять: армии котелки так же необходимы, как и снаряды.
Завод с увлечением взялся за дело. Неплохо работала и Зина Краскина, но без энтузиазма.
Котелки сдали. Сдали вторую и третью партии. Четвертую партию делать уже не пришлось: был получен заказ на противотанковые гранаты и мины. На освоение дали считанные дни. Теперь все надо было делать быстро. Фронт не мог ждать. Что из того, что количество рабочих заметно сократилось, что многие ушли в рабочие полки, в ряды Красной Армии? Надо было срочно выполнить заказ. Через три дня завод уже выпускал новую продукцию.
Особенно дружно работала молодежь. Теперь уже не было ни одной девушки, которая бы не понимала всю важность возложенной на нее задачи. Зина Краюкина и ее подруги - Маруся Жукова, Вера Острогорская - каждодневно выполняли план на 130 - 150 процентов. Они не только сами хорошо работали, но и помогали другим, отстающим. И горе тому, кто хоть на минуту прерывал работу! Зоркие глаза девушек замечали «простой», и через весь цех несся окрик Зины или ее подруг: - Ни минуты простоя! Были и трудности. Для одной ответственной детали противотанковой гранаты требовалась жесть толщиной в три миллиметра. Ее должны были доставить на завод. Жесть где - то задержалась. А ждать нельзя было ни часа. Что делать? На заводе имелась более толстая жесть. Инженер Смыслов предложил ее прокатать до нужной толщины. Раньше завод никогда этим не занимался. И все же дело пошло успешно. Решили жить на своих запасах. Люди работали, не считаясь со временем.
«Фронту нужно оружие? Мы его сделаем. Вовремя. Хорошего качества. Столько, сколько потребуется» - только эта мысль была главной, руководящей. Работать хорошо, быстро, производительно, работать за себя, за ушедшего на фронт товарища, работать по - военному.
На фрикционном прессе стоял высококвалифицированный штамповщик. Он ушел на фронт. Пресс бездействовал. Почему – то считалось, что за этой большой и сложной машиной может работать только мужчина. Но пресс должен был работать. Того требовали военные заказы.
За пресс встала комсомолка Маруся Титова. До войны она была заведующей складом. Но на складе ничего не производилось, а сейчас, когда над родным городом, над любимой столицей, нависла черной тучей угроза, нужно было производить оружие, необходимое фронту. Мастер цеха Синюков показал Марусе управление. На третий день молодая патриотка, стоя по грудь в земле, легко и уверенно управляла прессом. Необходимейшие детали для мины были изготовлены.
С каждым, днем Маруся увеличивала производительность своего труда. Сто десять процентов... Сто двадцать... Сто сорок пять...
- У Зины Краскиной муж на фронте, а у меня - друг. Под Ленинградом, - застенчиво улыбаясь, говорила она. - Вот мы все и работаем лучше, чтобы скорее увидеться с ними. Ведь чем лучше мы будем работать, тем скорее наступит день победы...
Люди всех возрастов: молодые, пожилые, старые, - мужчины и женщины, - все работают с увлечением, самозабвенно. На заводе распространена поговорка: «Работать на славу» - на славу родине. Недавно произошел случай, лучше и ярче всего показывающий тот подъем, который царит в цехах. Больше половины рабочих одного из цехов (цех изготовлял стабилизаторы к противотанковым снарядам) уезжали на строительство укреплений. Администрация завода отпускала их с некоторой опаской, боясь, что сроки сдачи заказа затянутся.
Когда же на следующий вечер главный инженер Смыслов взглянул на сводку выработки за день, он был ошеломлен, он не поверил своим глазам! Правда, большую часть дня главный инженер провел в цехе, помогая советом, часто становясь за ТОТ или другой станок. Но все же людей было мало, очень мало, и пустынные пролеты цеха оставляли удручающее впечатление. А удивляться действительно было чему: выработка цеха ничуть не снизилась. Она стояла на том же уровне, что и накануне.
Не останавливаться на достигнутом, все время двигаться вперед, думать не только о себе, но и о других, помочь товарищам - вот программа действий, которую наметил директор на летучем митинге, организованном после выступления товарища Сталина. Вождь призывал увеличить производство противотанкового вооружения. Надо было делом ответить на призыв. И рабочие решили изготовлять деталь для другого сборочного завода. Застрельщиками и тут выступили комсомольцы.
Трудно найти в коллективе завода особо отличившихся. Все работают хорошо, дружно, спаянно, и в этом секрет успеха.
И все же есть лучшие. Токарь Судакова дала очень ценное рационализаторское предложение, слесарь Рагозин изготовил в невиданно короткий срок штампы к новой детали, мастер Иванов по неделям не бывает дома, работает и за нарядчика, и за нормировщика, и за главного механика. А мастер Гречин, а штамповщица Куликова, выполняющая три нормы, а электросварщик Анохина, дающая пять норм, Маруся Жукова, Вера Острогорская, Маруся Титова? Зина Краскина теперь работает с огромным увлечением, больше того с изобретательностью. Она дает изо дня в день две - три нормы.
Перечисляя эти имена, главный инженер умалчивает о себе. Он забывает сказать, что за последнее время его видят на заводе, ставшем его родным домом, круглые сутки, что он разработал новую конструкцию штампа для одной детали, во много раз увеличивающую производительность труда и экономящую стране немало средств.
Каждый день с завода увозят аккуратно упакованную продукцию.
- Мы народ гостеприимный, - шутят рабочие, провожая выезжающие зеленые грузовики. - Попотчуем не званных гостей нашими «гостинцами».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.