Графика нового Китая

Н Николаева| опубликовано в номере №661, декабрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Китайский народ, история которого развивалась в течение многих тысячелетий, ныне создает новую культуру и новое искусство, теснейшим образом связанное с жизнью. Оно служит народу, глубоко и разносторонне изображает его борьбу за свободу, мирное строительство, новые взаимоотношения между людьми.

Графика нового Китая наиболее полно отражает сегодняшний день. Это искусство массовое, боевое, пропагандистское. Гравюры, плакаты печатаются в Китае миллионными тиражами и имеют широчайшее распространение. Нет ни одного большого или малого события в жизни страны, которое не отразилось бы в графике, особенно в гравюре.

... Ночь, ветер, красные отсветы пожаров. В небольшой бурной речке по плечи в воде стоят бойцы, поддерживая доски, по которым переправляются их товарищи. «Живой мостя - так называется эта гравюра художника Гу Юаня, рассказывающая о героическом подвиге китайских солдат. Гравюра была создана еще во время борьбы Народно - освободительной армии с гоминдановцами.

Когда смотришь на это замечательное произведение, вдохновенное, романтически - приподнятое и вместе с тем необычайно сильное по своему художественному воздействию, чувствуешь, что молодое китайское искусство уже внесло огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

... Как неприступная крепость, стоял прежде на горе каменный дом помещика. По закону народной власти имущество богачей передается народу. Крестьяне читают, оживленно обсуждая, указ о конфискации помещичьего дома. Автор этой гравюры художник - коммунист Янь Хань одним из первых откликнулся на призыв Мао Цзэ - дуна создать произведения, близкие и понятные народу. Многочисленные гравюры этого мастера посвящены самым разнообразным темам, волнующим каждого: борьбе за мир, выборам народных представителей, новому закону о браке.

Огромной популярностью в Китае пользуются лубочные картины, выполненные чаще всего в виде цветной гравюры на дереве.

Лубок, или «няньхуа» (что значит - новогодняя картина), - одна из самых распространенных форм народного китайского искусства. По старинному обычаю все дома к новогоднему празднику украшались такими картинами с изображением богов - покровителей жилища, различных аллегорических пожеланий долголетия, счастья, богатого урожая.

Современные китайские художники использовали эту старую народную форму для пропаганды новых идей, выраженных в простых, понятных образах.

Первые лубки с изображением различных сцен из жизни народа были созданы художниками еще в период антияпонской войны. В пещерах Яньаня, где находился боевой штаб китайской революции, работали писатели и художники, закладывая основы новой культуры Китая. Многие современные деятели культуры и искусства получили политическое и художественное образование в Академии художеств имени Лу Синя, существовавшей в Яньане. В своих произведениях они рассказывали о повседневных событиях, понятных каждому.

Ныне лубочные картины украшают жилище крестьянина и рабочего Китая не только к Новому году, но и к каждому празднику. Многим неграмотным они просто заменяют газету. Лубок художника Чэн Син - хуа прямо иллюстрирует закон о земельной реформе: на большом листе напечатан текст, а на полях изображены крестьяне, делящие помещичью землю. Художник Гу Цюнь показывает выборы в деревне, в которых принимает участие все население.

Так художники Китая нашли наиболее доступный для самых широких масс вид искусства, живо откликающийся на все события дня. В 1950 году в создании лубков участвовало более четырехсот художников.

Многие графики Китая творчески осваивают опыт работы советских художников. Особенно значительное влияние оказало советское искусство на развитие китайского плаката.

Большое мастерство, теснейшая связь с жизнью, политическая актуальность - все это делает графику нового Китая выдающимся явлением современного мирового искусства.

Необычайно высокая техника цветной гравюры на дереве, история которой в Китае насчитывает несколько веков, дает возможность прекрасно воспроизводить в печати произведения китайской живописи.

Одна из особенностей старой китайской живописи на свитках шелка или бумаги, в частности живописи тушью, - применение богатейших оттенков одного и того же цвета. Мастерское владение этим техническим приемом позволяет убедительно передать дрожание влажного воздуха, дальние горы, тающие в серебристом тумане, то есть все те черты, из которых складывается неповторимое очарование, поэтичность лучших китайских пейзажей. До последнего времени при тиражном воспроизведении эта легкость, воздушность, тонкость переходов акварельной живописи терялись.

Ныне китайские мастера гравюры на дереве после многочисленных опытов достигли больших успехов в репродуцировании картин старых и современных китайских художников.

В Пекине, например, работает художественная мастерская «Жунбаочжай», широко популяризирующая среди трудящихся национальное искусство Китая. Мастера - граверы копируют картины знаменитых художников, затем на досках из ствола дикой груши вырезают печатные формы и делают оттиски столькими красками, сколько их в оригинале. При печатании употребляются те сорта бумаги и те самые краски, которыми пользовались живописцы. Таким способом печатаются картины современных художников - Ци Бай - ши, Жань Бо - луня, Ма Цзиня и многих других.

В традиционной манере работает старейший художник Китая Ци Бай - ши, которому исполнилось 94 года. Этот выдающийся мастер умеет живо и точно передать особенности животных, насекомых, растений, воссоздавая родную природу через единичный, конкретный образ. Несколькими мазками кисти, лаконично и вместе с тем очень жизненно рисует он увядший лист банана, хлопотливую курицу с цыплятами, резвящихся рыбок.

Большой интерес представляет творчество Цзян Чжао - хэ, ученика Ци Бай - ши. Сохраняя своеобразную китайскую манеру живописи тушью, он добивается огромной силы выразительности живых, реальных образов людей. Одна из последних его работ, «Стража на реке Ялу», в дни героических боев в Корее звучала как ответ всего китайского народа американским агрессорам.

Разнообразие приемов, богатство образов принесли китайской живописи и графике большую славу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из истории русского спорта

«Славянское чудо»

История их любви

Главы из романа «Вечная мерзлота»