Град царицын

А Сизов| опубликовано в номере №381-382, апрель 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тёплая волжская ночь была на исходе. Густо струились пряные запахи степных трав с широких лугов ордынского берега, где кочевали, носясь на быстрых кобылицах, хищные ногайцы. Над рекой ещё клубился белёсый туман, но на высоком, крутом холме правого берега, в червонных отблесках встающей зари, виднелся город Царицын, алели рубленые стены его кремля.

Лучи восходящего солнца играли на кровлях башен, горели на кресте церкви Иоанна Предтечи, выстроенной, по преданию, на месте батыева дворца.

Ниже кремля холм опоясывал острог - окопанный неглубоким рвом бревенчатый тын; за ним тянулся к Волге посад: дома, торги, амбары, пристани.

У бойниц надворотной башни стояли два стрельца, вооружённые пищалями - «огненным боем». Неустанно следили они сквозь бойницы за ордынским берегом, и в гулкой предутренней тишине над ширью просыпающейся Волги раскатывался их сторожевой оклик:

- Славен город Царицын!

Как эхо, повторяли оклик дозорные соседней башни, и отдалённым, еле слышным отзвуком доносилось с угловой башни:

- Славен город Царицын!

Над рекой во мгле неслась песня гребцов, торопливо скрипели уключины: то из Астрахани подымался караван, шёл он в Новгород, везя товары для Москвы.

Причалил караван к берегу, и вдруг из - за кустов запели тетивы, свистнули стрелы. Вот уже среди стрельцов мелькнули островерхие татарские шапки. Зазвенели сабли, засверкали бердыши - начался бой. Крепко бьются стрельцы, но падает под ударами ногайцев их немногочисленный конвой. Быть каравану ограбленному.

Однако не спят дозорные Царицына. Забил набат, заговорила пушка, прогремели пищали. Распахнулись ворота города, и во главе стрельцов сам воевода Елецкий ударил на ордынцев. Отстояли стрельцы московский караван.

По вот снова слышится набат. На горизонте пылает зарево. Это орда ногайцев грабит русские селения, жжёт нивы, уводит в плен русских пахарей. И снова пускаются стрельцы в погоню за хищниками.

Так проходили боевые дни служилых людей, русских пограничников XVII века.

... Там, где Нижняя Волга излучиной выгнулась к Дону, около древней переволоки с Волги на Дон, у самой речки Царицы, лежит небольшой Царицын островок. Здесь - то при царе Фёдоре Иоанновиче был основан город - крепость.

Местность эта, где из Волги вытекает Ахтуба - одна из интереснейших в истории русского народа: она видела и величайшие страдания русского народа и его торжество.

Здесь, у скрещения водных путей, стоял город Сарай, столица Золотой Орды, ковались цепи татарского ига, томились тысячи русских пленников.

Здесь же завершилось и освобождение Руси от владычества татар. Основание города относится к тем временам, когда окрепшая при Иоанне Грозном Москва добила остатки Золотой Орды.

В те дни не было сухопутной «дороги прямоезжей». Издревле Волга была великой водной магистралью, связывающей Север с Югом, Великий Новгород с Москвой, Казанью, Астраханью. По ней шёл водный путь к древнейшим центрам края - Атиль, столице гуннов, в столицу волжских болгар - Великий Булгар, путь в Персию, Хорезм и Бухару, в Баку, Дербент и Шемаху.

Важными, узловыми пунктами были тогда «волоки» - водоразделы, где две реки близко подходят друг к другу и можно волоком перетащить суда из одной реки в другую. Исключительное значение имел волок выше Царицына острова, один из древнейших.

Ещё князь Игорь, возвращаясь из Византии, поднялся по Дону в Иловлю и волоком прошёл на Волгу, в Каспий.

Но волоки были и наиболее опасными местами для караванов: здесь во время перегрузки товаров нападали на них крымчаки и ногайцы, шайки «воровских казаков».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены