Городки

Анатолий Рябцев| опубликовано в номере №1344, май 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Городок... Игра чурки, чушки: короткие кругляши ставятся на кону, отколе выбивают их палкою, швырком» – так определяет эту популярную русскую народную игру «Толковый словарь» Владимира Даля. Дальше читаем: «...В Смоленской и Московской губ. в городки играют иначе: втыкают суковатую палку, сучкам дают названия городов и селений, а верхний сучок Москва; потом конаются (конаться – бить, добиваться чего-либо, мериться силой, решать очередь по жребию и т. д. – Прим. ред.), проезжая мысленно от города до города; кто первый будет в Москве, выиграл».

Интересно? По-моему, очень. Это и спорт, и, если хотите, история нашей страны, и даже нечто большее: частица жизни народа. Любопытны сведения и о разновидностях игры – бабках. Там тоже надо выбить с кона (из города) определенную фигуру. Любителя игры в бабки В.Даль называл «бабочником». В скобках приписано (-ница). Это маленькое добавление означает, что игрою увлекались и женщины.

Вот сколько поучительного может раскрыть история слов. Но я слесарь, а историей городошного спорта увлекаюсь потому, что отдал этой игре более четверти века, и для меня в ней притягательно все.

Городки на редкость простая игра. Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. И в самом деле, что тут мудреного: на земле (на асфальте, на железных листах, на деревянном щите – короче говоря, на любом твердом покрытии, которое есть под рукой) чертят два квадрата размером 2x2 метра. В них в определенном порядке расставляются фигуры из 5 городков. Наибольшее число фигур – 15. Перечислю их в последовательности, принятой на официальных состязаниях: «пушка», «звезда», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо», «часовые», «тир», «вилка», «стрела», «коленчатый вал», «ракетка», «рак», «серп», «самолет», «закрытое письмо».

Прежде я не обращал никакого внимания на название фигур, пока мой хороший друг, спортивный журналист, не заметил однажды: «Смотри-ка, по названию городошных фигур можно проследить историю народа. «Серп» мог появиться в городках лет сто назад. «Стрела» или «колодец», видимо, тоже. А «самолет», «коленчатый вал»? Знаешь, о чем это свидетельствует? Да о том, что городки вышли из деревни, ее жизненного уклада и постепенно достигли города, пришли на заводы и фабрики, увлекли другие слои населения».

Начинающим можно порекомендовать играть партию из 6 или 10 фигур (так и играют дети), выкладывая простые фигуры из 4 или, скажем, 3 городков. И если идти от простого к сложному, то выбор представляется неограниченным: ведь существуют так называемые легкие фигуры, например, «пушка», есть и посложнее, как «колодец», а есть и очень трудные – «часовые».

Что касается меня, то предпочитаю «часовых» всем остальным. Пока на тренировке не выбью эту фигуру раз десять одной битой, не уйду с площадки. Тут мне ничто не может помешать: ни жара, ни стужа, ни проливной дождь.

А начинал я как хоккеист, играл в детской команде «Крылья Советов». С товарищами по команде Алексеем Гурышевым, Альфредом Кучевским, ставшими позднее олимпийскими чемпионами, во многом был на равных. Но случилось так, что в одной из игр серьезно повредил ногу, пришлось на время оставить хоккей. Там же, на стадионе «Крылья Советов», подошел к городошной площадке – сначала на других посмотреть, потом попробовать, что это за игра такая, а дальше... Да не обвинят меня в бахвальстве, но захотелось и себя показать.

На протяжении 25 лет неизменно участвую в чемпионатах СССР, более 20 лет постоянно вхожу в группу сильнейших городошников страны, и не было, пожалуй, такого крупного турнира, в котором не получил бы медаль. Но сказать, что всего достиг а городках и дальше совершенствоваться незачем, никак нельзя.

Судите сами: когда-то мне принадлежал рекорд страны – 119 бит на 90 фигур (по условиям первенства СССР 15 фигур устанавливаются 6 раз). Затем улучшил свое достижение – 116 бит. Прогресс вроде бы налицо. Но... 119 бит ло сегодняшним меркам, хоть и хороший, да в общем-то обыденный результат, доступный немалой группе городошников. 116-ю тоже никого не удивишь, а нынешний рекорд, принадлежащий моему товарищу динамовцу Александру Телевинову, – 112, да и тот давно показан и пока не повторен.

И еще одна сторона нашего спорта – широкий диапазон занимающихся. В 1956 году (когда состоялась I Спартакиада народов СССР) я впервые участвовал в крупном всесоюзном турнире, а Валера Клюев только родился. Жили мы ло соседству. Я и не заметил, как он подрос и оказался рядом со мной на стадионе.

Теперь мы оба выступаем за одну команду. Завоевали звание чемпионов страны 1982 года в командном зачете. И работаем на одном заводе: я слесарем, Валера – фрезеровщиком. Я бригадир бригады коммунистического труда, Валера пока не бригадир, но уже ударник коммунистического труда.

Более чем убежден: именно занятия городошным спортом помогают мне и моим товарищам, как молодым, так и людям среднего возраста, всегда быть в хорошей рабочей и спортивной форме. И не случайно, скажем, в сборниках «Физкультура и здоровье» городки на равных соседствуют с фигурным катанием, горными лыжами, плаванием, легкой атлетикой.

Много ли времени отнимают тренировки? Немало. Но без них жизни уже не представляю. Из чего же состоят наши тренировки? Конечно, прежде упражнения на самой площадке. Но и без кроссов, бассейна не обойтись. А теоретическая учеба? Иной раз займешься столь сложными расчетами полета биты, изучением траекторий и парабол, которые, по мнению одного из моих друзей, офицера, в пору на кафедре баллистики артиллерийской академии исследовать. И биту надо сделать хорошую, по руке, выточить кольца, отцентровать, измерить все с точностью до миллиграмма.

Новичку, разумеется, с этими проблемами придется столкнуться гораздо позже, когда он приобретет уже некоторый опыт и начнет заниматься городками всерьез. Как это делают многие мои товарищи: инженер Михаил Якунин, слесарь Николай Мулюкин, шахтер Григорий Иващенко, кандидат исторических наук Александр Нотик – заслуженные мастера, мастера спорта и передовики производства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Проект « Вальхалла»

Политический детектив