В Ленинградском музее революции рядом со снарядами орудий «Авроры», с фотографиями красногвардейцев и моделями бронепоездов хранится комсомольский билет N° 2464. Он выдан 37 лет тому назад Кронштадтской организацией КСМ одному, из рядовых участников Октябрьских событий, бывшему слесарю Сестрорецкого оружейного завода Леониду Ивановичу Богданову.
Тут же находятся документы и фотографии красногвардейца Богданова. На одной из них он - молодой начальник пулеметной команды - снят в обнимку с товарищем. На другой, сделанной 17 марта 1921 года, в день подавления Кронштадтского мятежа, Богданов стоит с винтовкой в руках среди одетых в белые халаты бойцов революции, только что закончивших свой поход по льду залива.
Когда я рассматривал снимки, у меня невольно появилось желание узнать: жив ли этот человек, где он теперь, как сложился его жизненный путь?
В музее сообщили, что Л. И. Богданов по сей день проживает в Ленинграде на Садовой улице в доме № 32.
И вот я поднимаюсь по лестнице одного из старинных ленинградских домов на пятый этаж. Дверь открыла пожилая быстрая в движениях женщина, с ясными, приветливыми глазами.
- Вы к Леониду Ивановичу? Пожалуйста, проходите. Он будет очень рад.
Во взгляде и в улыбке Анны Тимофеевны, жены Богданова, светится целое солнце знаменитого ленинградского радушия, которое неизменно окружает вас в этом городе.
... Несмотря на сорок лет, отделяющие нас от тех дней, когда были сделаны снимки, хранящиеся в Музее революции, войдя в дом Богданова, я сразу узнал хозяина. Те же светлые пристальные глаза, та же большая кудрявая, только ставшая седою голова.
Леонид Иванович живет в трех небольших комнатах. У него три дочери. Две старшие, Тамара и Галина, работают в Военно - медицинской академии, а младшая, Люба, - школьница.
Леонид Иванович выглядит очень бодрым и крепким. В послереволюционные годы по заданиям партии он работал на стройках, служил в армии, был на партийной работе. И лишь недавно, когда ему исполнилось 60 лет, ушел на пенсию. Нелегко человеку, проработавшему почти полвека, оставаться без дела. И Леонид Иванович не хочет дружить с покоем. Он выступает с воспоминаниями перед рабочими, перед моряками, выполняет поручения райкома партии. Кроме того, Богданов - секретарь партийной организации жилищной конторы.
- Как вам понравился наш Ленинград? - спросил Леонид Иванович, и в интонации его я почувствовал столько влюбленности в родной город!
Наверно, именно эта страстная влюбленность ленинградцев в свой славный, сказочный город в первые же дни войны собрала и послала на фронт десять железных дивизий, построила на подступах к нему кольцо непроходимых оборонительных рубежей, заставила ослабевших, умирающих от голода людей закапывать в землю старинные скульптуры, таскать тяжелые мешки с песком, чтобы укрыть от вражеских снарядов знаменитого «Медного всадника».
Она же, эта влюбленность, превратила работников кондитерских и мебельных фабрик в мастеров грозного оружия; помогла людям, жившим без топлива и без транспорта, получавшим только 120 граммов хлеба на день, отстоять город, сорвать коварные планы врага.
Глубокими корнями связана судьба одной из рядовых ленинградских семей, семьи Богдановых, с судьбой своего города. И дед и отец Л. И. Богданова трудились на Сестрорецком оружейном заводе, заложенном еще Петром I неподалеку от Петербурга. В годы гражданской войны отец и сын Богдановы плечом к плечу сражались против врагов революции под красным Петроградом. А когда началась Великая Отечественная война и Леонид Иванович ушел на фронт, его жена Анна Тимофеевна тоже подала заявление с просьбой направить ее на фронт. Оставленная в Ленинграде, она вместе с дочерью всю войну работала в военном госпитале.
- Значит, вас заинтересовал мой комсомольский билет? - спросил Леонид Иванович, смущенно улыбнувшись.
Он достал из ящика стола большую пачку документов, газетных вырезок и фотографий.
- Тут, понимаете, дело несколько необычное, немного не по уставу получилось. В партию - то я вступил раньше, чем в комсомол:
в 1918 году. Ну, а поскольку парень я был молодой и активный, то в 1920 году меня и в комсомол приняли...
Я обратился к Леониду Ивановичу с просьбой, чтобы он поподробнее рассказал о своем участии в революции, но он, видимо, из скромности долго не находил, с чего начать.
- А знаете что... - вдруг предложил он. - Давайте пройдемся с вами по городу. Ведь у нас, в Ленинграде, столько исторических мест! Со многими из них и моя жизнь связана... Что вспомнится, я вам и расскажу...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из записной книжки фельетониста