Горький обвиняет

Ал Леонтьев| опубликовано в номере №526, апрель 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Америка в статьях и памфлетах А. М. Горького

Издательство «Молодая гвардия» выпустило сборник статей и памфлетов А. М. Горького. В этой книге собраны публицистические произведения и очерки великого писателя, в которых на множестве примеров он показывает деградацию капиталистического мира. Велика обличительная сила горьковского слова. В очерках и памфлетах А. М. Горький выступает как крупнейший художник и политический боец. С точностью ученого-исследователя нарисовал Горький потрясающие картины загнивания буржуазной культуры, духовного растления людей под властью денег. С гневом клеймил он античеловечность капиталистического общества и с высоким пафосом патриота говорил о культуре, знаменующей новый этап в истории мира, - о социалистической культуре нашей страны.

В публицистическом наследии Горького много высказывании об Америке, её властителях и её простых людях. Писатель сам побывал в Америке, на себе испытал всё лицемерие её «демократических» свобод.

Горький увидел Америку не глазами праздношатающегося туриста. Он увидел её сердцем писателя-революционера. Перед ним предстала страна, ужаснувшая его унижением человеческой личности, паразитизмом кучки «королей республики», превращением людей в огромную безликую машину.

На протяжении всей своей жизни Горький боролся с ядовитой ложью, которой питали простых людей Америки её некоронованные властители. Двадцать лет назад некий американский журнал обратился к писателю с анкетой, которая открывалась вопросом: «Ненавидит ли ваша страна Америку и что вы думаете о цивилизации Америки?»

Этот вопрос Горькому задали люди, и сегодня уверяющие, что атомная бомба в руках Америки - оливковая ветвь мира, а спелый колос в руках советского человека - это страшное оружие агрессии. И вот что ответил Горький:

«Уже в самом факте постановки таких вопросов и в такой форме заключено нечто по-американски уродливо преувеличенное, раздутое... Полагаю, что даже в тех странах, кровь которых ваши капиталисты превращают в доллары - на Филиппинских островах, в республиках Южной Америки, в Китае и даже среди десяти миллионов цветных людей территории США - не найдётся ни одного разумного человека, который присвоил бы себе права сказать вам от имени своего народа: «Да, - моя страна, мой народ ненавидит Америку, весь её народ, рабочих так же как и миллиардеров, цветных так же как и белых; ненавидит женщин и детей, поля, реки, леса, зверей и птиц, прошлое и настоящее вашей страны, её науку и учёных».

Так великий гуманист ответил об отношении своего народа к народу Америки. Но в том же письме Горький гневно говорит о людях, идущих и ведущих к великой катастрофе - о кучке капиталистов, слуг золота, этого жёлтого дьявола. И как современны сегодня эти горьковские слова:

«Капиталисты всех стран одинаково противное и бесчеловечное племя, но ваши хуже. Они, видимо, более глупо жадны к деньгам... Вы подумайте, как всё это глупо и постыдно: наша прекрасная планета, которую мы с таким трудом научились украшать и обогащать, почти вся земля в жадных руках ничтожного племени людей, которые кроме денег ничего не умеют делать... Что, кроме денег, создают капиталисты? Пессимизм, зависть, жадность и ненависть, которая неизбежно уничтожит их».

Горькому, человеку нового мира, были ненавистны усилия капиталистов, их верных слуг заразить своим трупным ядом сознание масс. Вот почему с таким возмущением говорит он о продажной прессе, о разлагающей «культуре», о морали, подчинённой бизнесу. Горький пишет о журналистах, встреченных им в 1906 году в Нью-Йорке. И в них мы сегодня узнаём характерные черты херстовских молодчиков, за тридцать долларовых серебренников продающих себя оптом и в розницу на страницах реакционных газет.

Горький понимал, что технический прогресс Америки - это ещё не признак её культурности. Он знал, что техника облегчает быт, но не делает автоматически людей умными. Для «среднего» американца главное - не ум, а уменье делать доллары. Культуру Америки - школу, церковь, прессу - он называл ложью. С огненным сарказмом жёг Горький всё то, во что выродилась эта гниющая «культура»:

«Их культура дорезвилась до невероятной высоты, она доросла до непрерывной ежедневной войны против рабочих, которые не желают, чтобы их грабили, не желают быть нищими, не желают, чтоб их жёны, преждевременно теряя здоровье, к 30 годам становились старухами, дети умирали с голода и чтоб их дочери добывали кусок хлеба проституцией».

В этой предельно сжатой и точной характеристике словно сведены к одному знаменателю все «достижения» американской культуры. И нам, читающим о судебных процессах над деятелями американской компартии, о походе на всех честных людей в трумэновской Америке, понятен гнев Горького, клеймящего каиновой печатью «культуру» капиталистов. Горький писал о процессе узников Скоттсборо, невинно осуждённых негров. Мы не так давно прочли в газетах письмо одного из них, бежавшего с каторги, где он пробыл двадцать лет, терпя нечеловеческие муки.

История подтверждает на тысячах фактов остроту видения Горького, впервые более сорока лет назад показавшего миру звериный лик капиталистической Америки в своих памфлетах и статьях. «Следует составить, - писал Горький в одной из своих неоконченных статей, - обвинительный акт против капитализма как возбудителя катастрофы, переживаемой миром, и указать, что американская деятельность капитала не может не хранить в себе зародышей подобных катастроф».

Книга статей и памфлетов Горького - это суровый обвинительный акт против капитализма, и в первую очередь против капитализма американского. Но в то же время это книга огромной оптимистической силы, ибо в ней отражена горячая, непоколебимая вера великого гуманиста в торжество коммунизма, в победу людей нового мира над обречённым к гибели старым миром.

Кроме памфлетов и очерков об Америке в сборнике помещён ряд публицистических статей А. М. Горького. В них Горький не только анализирует общественную жизнь капиталистического Запада, разоблачая отвратительные язвы буржуазного общества. В большинстве этих статей Алексей Максимович показывает величие советских людей, строящих социалистическую культуру, новый быт.

С исключительной теплотой говорит он о ростках коммунистического будущего, о становлении нового отношения к труду, о высоком стремлении наших людей творчески освоить наиболее ценное из культурного наследия прошлого. В советском народе видел Горький единственного наследника всего лучшего, что дала передовая наука, передовые умы человечества.

И сейчас, когда мы боремся против идей гнилого космополитизма, когда народ сурово осуждает космополитов-антипатриотов, особенно уместно перечитать одухотворённые животворящей силой советского патриотизма умные и проникновенные слова Горького. Они вооружают молодёжь, помогают ей в её непримиримой борьбе с растленной буржуазной культурой, в борьбе за торжество передовой, социалистической культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Свежий ветер

Глава из романа «Две жизни»

Герои Советского Союза

К 15-летию со дня учреждения звания Героя Советского Союза

Лекции вождя

Записки бывшего студента коммунистического университета имени Я. М. Свердлова