Мне уже было известно, что кузнечный цех — один из лучших на заводе. В 72-м году, как победитель в социалистическом соревновании, он четыре месяца подряд удерживал переходящее красное знамя.
— Что вы считаете в работе цеха наиболее примечательным? — спрашиваю я Лощилина.
— Первое, — отвечает он, — дружная работа. Договорились — сделали. Прошлым летом, например, решили всем цехом, — неслыханное дело! — уйти в отпуск. И ушли. Как завод? Работал нормально. Мы обеспечили его поковками на два месяца вперед. Но одну дежурную бригаду на всякий случай оставили. Для собственного спокойствия. Второе — в цехе все соревнуются. Не для галочки, горячо, по-настоящему. Бригада Николая Васильевича Метелкина каждый месяц по две нормы дает. И третье — творческое отношение к работе. Не хвастаясь, скажу: по количеству рационализаторских предложений наш цех занимает по заводу второе место. Тоже немаловажный «ускоритель».
Александр Дмитриевич извлекает из стола пухлую папку.
— Вот здесь наши рационализаторские предложения. Самые ценные передаем бризу. Оперативные внедряем сами, без промедления.
Мой собеседник умолчал, что среди активных рационализаторов цеха и он — старший мастер Лощилин...
Разговор наш коснулся еще одной особенности, определяющей стиль работы.
...Случилась беда: опытный кузнец Тимофеев надолго слег в больницу. Его бригада была в цехе одной из лучших. Кого поставить во главе такой бригады? Выбор пал на молодого рабочего Виктора Миронова. Для многих такой шаг показался преждевременным. Миронов в кузнецах ходит, что называется, без году неделя. Парень он, конечно, способный, но опыт есть опыт.
Миронов и сам не сразу решился принять предложение. Шутка сказать — Тимофеева заменить!
На первых порах бригаду лихорадило. Приглядывались друг к другу, оценивали возможности. У каждого кузнеца свой стиль, свои особенности. И машинисты тоже разные. У одного сильные, резкие удары. Другой опускает молот медленно, с прижимом... Чтобы сработаться, требуется время. И не только время. Одна рука в ладоши не бьет.
Молодому бригадиру помогли его новые товарищи. Поддержали. И бригада вновь обрела свое лицо, опять заговорила полным голосом.
...Летом 1847 года царский кабинет министров по высочайшему повелению постановил: «Учредить в Москве, как в центре отечественной мануфактурной промышленности, механическое заведение, в котором можно было бы приготовлять большую часть машин, выписываемых доселе из чужих краев...»
Это была предыстория. Подлинная история завода, ставшего одним из флагманов молодой советской электропромышленности, началась с революции.
...Имени Владимира Ильича... Слова эти с красной строки еще и потому, что завод связан не только с памятью, но и с жизнью Ленина. Шесть раз выступал Ильич перед рабочими этого завода.
В период социалистического обновления нашей промышленности ильичевцы выполняли заказы первостепенной важности. Оборудование для первенца советской электрификации — Шатурской ГРЭС — было сделано на заводе имени Владимира Ильича.
В Отечественную войну в бессонных заводских цехах изготовлялись снаряды для легендарных «катюш». Вряд ли стоит говорить, что значили они для нашей победы!
За послевоенные годы объем производства завода увеличился в двенадцать раз.
28 типов изделий отмечено Знаком качества. Почти треть заводской продукции.
Первый Знак качества в стране был присвоен пять лет назад электродвигателю серии А-2.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Мотор
С ректором Московского автомобильно-дорожного института Леонидом Леонидовичем Афанасьевым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков