Во второй половине мая вся страна отмечает 175 - летие Государственного академического Большого театра Союза ССР. Это большой праздник советской культуры.
Датой рождения Большого театра следует считать 28 марта 1776 года, когда в Москве была создана постоянная русская театральная труппа.
Большой театр возник в пору основания Академии наук. Московского университета, в пору расцвета деятельности Ломоносова и Радищева, Фонвизина и Державина, Суворова и Ушакова, Рокотова и Казакова, в пору, когда русский народ выдвинул свою интеллигенцию, определившую самобытное развитие русской национальной культуры, достигшей великолепного расцвета в XIX веке. Это можно проследить и на примере Большого театра.
В 1842 году Большой театр поставил оперу Глинки «Иван Сусанин», затем - «Руслан и Людмила». Оперы Глинки, первые русские классические оперы, укрепили реалистический характер творчества Большого театра и воспитали плеяду блестящих певцов и певиц, среди которых можно назвать баса Николая Лаврова, тенора Александра Бантышсва, певиц Надежду Репину и Екатерину Семёнову.
Однако дирекция императорских театров пыталась отвлечь зрителей от русской народной музыки, от спектаклей, посвященных народу. На сцене Большого театра устраивались маскарады, концерты цыган, а в начале 60 - х годов дирекция сдала театр итальянской труппе. Оперы Даргомыжского, Римского - Корсакова, Бородина, Чайковского, Мусоргского по многу лет лежали в архивах дирекции и не разрешались к постановке. «Снегурочка» Римского - Корсакова была поставлена лишь через десять лет после её написания, оперы Чайковского «Мазепа», «Черевички», «Чародейка» были сняты с репертуара, несмотря на огромный успех у зрителей.
Значение опер Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова было таким же, как и значение русской литературы и критики того времени, стремившихся к народности, к общественному содержанию и стоявших в оппозиции к царизму. Отсюда понятно, почему русские композиторы так охотно брали сюжеты для своих опер из произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Островского, из народного эпоса.
Борьба, которую вела русская музыкальная критика, поддержанная передовыми общественными деятелями и демократическими слоями зрителей, против иностранного засилия на сцене Большого театра, против «итальяномании», за русскую оперу и балет, завершилась победой русского искусства. Русский репертуар стал прочно входить в жизнь театра. На сцене были поставлены «Русалка» Даргомыжского, «Юдифь» и «Рогнеда» Серова, в 1875 году - «Опричник» Чайковского, через два года - балет «Лебединое озеро», внесший много нового в балетное искусство, затем «Демон» Рубинштейна и «Евгений Онегин» Чайковского. Демократическая публика хлынула в театр, и итальянцы вынуждены были сдать позиции.
Наряду с русскими операми театр ставил и лучшие произведения западной классики - Моцарта, Россини, Верди, Гуно и других
Конец девятнадцатого и начало двадцатого века ознаменовались ещё большим расцветом исполнительского творчества. Шаляпин, Собинов, Нежданова - корифеи Большого театра - воплотили в себе лучшие достижения русской и мировой музыкальной исполнительской культуры.
То же можно сказать о таких выдающихся мастерах балета, как Рославлева, Джури, Гельцер и другие. Они продолжали традиции великолепных танцовщиц прошлого века - Санковской, Богдановой, Лебедевой.
Великая Октябрьская социалистическая революция означала новую эпоху в истории Большого театра. Советская власть широко открыла двери театра для народа. Коллектив театра пополнился новыми талантливыми артистами, выходцами из рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.
В двадцатых годах на сцене Большого театра был поставлен балет Р. Глиэра «Красный мак» - первый советский балет о современниках.
В тридцатых годах осуществляется постановка одной из первых советских опер - «Тихого Дона» И. Дзержинского.
При советской власти Большой театр поставил значительное количество опер и балетов, созданных советскими композиторами.
В спектаклях Большого театра видное место заняла молодёжь. О её росте можно судить по следующим цифрам.
Большой театр выделил сто тридцать шесть участников на Московский городской смотр творческой молодёжи, из них пятьдесят были допущены на второй тур; за многими молодыми артистами закреплены ведущие партии в операх и балетах.
Недавно Сталинская премия была присуждена молодому актёру Александру Огнивцеву за исполнение партии Досифея в «Хованщине». Огнивцев, в прошлом железнодорожник, в конце войны поступил в консерваторию, а после окончания её был принят в Большой театр.
Примерно таков же творческий путь Веры Фирсовсй, Марии Звездиной, Нины Нелиной, Нины Покровской, Ивана Петрова, Леокадии Масленниковой и целой плеяды других молодых певцов и певиц.
Что касается балета, можно сказать, что он весь молодёжный. Во многих спектаклях участвуют воспитанники хореографического училища Большого театра.
Всего несколько лет назад окончила это училище комсомолка Майя Плисецкая, а она уже танцует ведущие партии почти во всех балетах. Это одна из лучших балерин. Раиса Стручкова, Александр Лапаури, Юрий Жданов, Георгий Фарманянц, Глеб Евдокимов - вот типичные представители талантливой молодёжи, которую повседневно воспитывают прославленные мастера Большого театра.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Навстречу Всемирному фестивалю молодых борцов за мир