Мировой рекорд скорости на автомобиле
Недавно известный английский автомобильный гонщик Малькольм Кэмпбелл установил новый мировой рекорд скоростной езды.
Его машина, названная «Голубой птицей», несколько нарушает обычные представления об автомобилях. Длинная и широкая, словно приплюснутая сверху, она строилась по специальным чертежам.
Радиатор ее не имеет стандартных конусообразных срезов по сторонам. Он закруглен, но не слева направо, а сверху вниз: линия закругления теряется под кузовом машины. Кажется, что на переднюю ось поставлена опрокинутая, гладко полированная бочка, днище и крышка которой упираются в передние колеса.
Позади сиденья водителя находится нечто вроде спинного рыбьего плавника, помогающего во время движения рассекать воздух. Шесть колес заключены в особые обтекатели. В автомобиле нет ни одной резко выступающей части. Всей машине придана форма, сводящая до минимума сопротивление воздуха.
Кэмпбелл намеревался побить свой старый рекорд, равнявшийся 272,1 мили в час. Подобную скорость, когда почти теряется ощущение времени и пространства, можно развивать только на исключительно хорошей дороге. Малейшая неровность или углубление в шоссе может привести к катастрофе.
Таким идеальным шоссе считается известное шоссе Дайтон-Бич во Флориде. Здесь Кэмпбелл и решил провести гонки.
На шоссе была отмерена миля. Взяв разбег, Кэмпбелл на полном газу должен проехать эту милю. Приборы засекут, отметят на секундомерах момент, когда он коснется первой линии и когда проедет вторую. Обычно гонщик совершает два пробега, а время, показанное им, складывается и делится пополам. Получившийся от деления результат утверждается.
Кэмпбелл заметно волновался перед стартом. Огромная машина весом в 5 тонн мерно вздрагивала: это работал мотор мощностью в 2,5 тысячи лошадиных сил. Ни один автомобиль в мире не имеет такого мощного мотора.
Гонщик поплотнее застегнул шлем, натянул на глаза предохранительные очки - и «Голубая птица» рванулась вперед, набирая скорость.
Словно гигантский снаряд, автомобиль рассекал воздух. Пригнувшись, гонщик напряженно сжимал круг руля. Чуть согнутые в коленях ноги застыли на педалях управления.
В сущности, его власть над машиной была крайне относительной. Все зависело от того, как будет работать мотор, не сдадут ли тормоза, выдержат ли колоссальную нагрузку отдельные части и детали автомобиля.
Стремительность движения была настолько велика, что гонщик едва успел заметить, что пролетел отмеренную милю.
Кэмпбелл начал тормозить. Остановившись, он развернулся и повторил пробег в обратную сторону. В первый раз он прошел милю (1,7 километра) в 13,20 секунды, т.е. со скоростью 272,7 мили в час. На обратном пути он ехал быстрее: миля пройдена в 12,81 секунды, или иначе - 281 миля в час.
Во время второго пробега с Кэмпбеллом чуть не произошла катастрофа. Вследствие какой-то неточности в управлении «Голубая птица» наскочила на песчаную дюну.
Ее начало швырять из стороны в сторону. Рывки были настолько быстрыми и резкими, что гонщику стоило больших трудов справиться с машиной.
Лишь огромная выдержка и самообладание спасли его от верной гибели. На помощь ему пришла многолетняя практика гонщика-рекордсмена. Благодаря огромной скорости вращения оси ему удалось вывести машину из песчаного плена.
Средняя скорость двух пробегов Кэмпбелла - 276,8 мили в час. Отныне этот результат считается официальным мировым рекордом.
Кэмпбелл продолжает тренировку, желая, во что бы то ни стало добиться скорости 300 миль в час.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.