На основе художественных творений Пушкина, Лермонтова и Гоголя Белинский развил учение о реализме, представляющее собой не только выдающееся достижение самостоятельной русской эстетической мысли, но и вклад в развитие мирового искусства.
Белинский первый провозгласил величие Гоголя как писателя-реалиста. В ранней статье «О русской повести и повестях Гоголя» (1835) Белинский установил факт, что Гоголь «пошел искать поэзию в нравах среднего сословия в России», что Гоголь - поэт, «поэт жизни действительной». Величайшей задачей художника, по Белинскому, должно быть изображение «обыкновенной» жизни.
Демократизм Гоголя, на который указал критик-революционер, определил и своеобразие творчества писателя: «Отличительный характер повести г. Гоголя составляют - простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».
Особенно значительны выступления критика в защиту «Мёртвых душ». Белинский полемизировал со славянофилами, пытавшимися исказить смысл гениальной поэмы, полемизировал с реакционной прессой. Белинский отстоял реализм творения Гоголя, показал глубокое проникновение автора «Мёртвых душ» в суть социальных противоречий жизни, раскрыл смысл огромной обобщающей силы образов поэмы. Белинский указал и на богатство языка Гоголя.
В духе замыслов Гоголя Белинский осмыслил образы «Мёртвых душ», их мировое значение. Чичиков и другие были собирательными образами, обобщениями исторического опыта, который прошла буржуазно-капиталистическая Европа к 30 - 40-м годам XIX века. Белинский писал: «И в России и на Западе Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше, чем Печерин - герой нашего времени. Во Франции и в Англии Чичиковы не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выбоpax. Вся разница в цивилизации, а не в сущности. Парламентский мерзавец образованнее какого-нибудь мерзавца земского суда, но в сущности они оба не лучше один другого».
Гоголь знал отзывы Белинского о своих произведениях; он внимательно читал их, находя в них себе поддержку..
Белинский вместе с Пушкиным положительно воздействовали на формирование антикрепостнических, демократических воззрений Гоголя.
Белинский проводил резкую грань между Гоголем - автором «Ревизора» и «Мёртвых душ» - и Гоголем периода «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1846). В своём письме к Гоголю в 1847 году великий критик отметил коренное различие идейных позиций Гоголя в эти два периода.
В 40-е годы Гоголь утратил связь с демократическим движением в стране. Он оторвался от России, от прогрессивных её сил, испытал давление крепостнического лагеря, и реакция задушила в нём художника-реалиста. Белинский рассматривал отход Гоголя от прежних взглядов как общественное явление, сближая его с гибелью Пушкина и Лермонтова. Пути Гоголя и Белинского в те годы разошлись. Великий критик, отделяя бессмертные художественные произведения Гоголя от реакционных «Выбранных мест», вызвавших возмущенно передовых деятелей того времени, выступил со смелым протестом против защиты Гоголем крепостничества. Это знаменитое письмо Белинского, представляя собой итог деятельности, его политическое завещание, явилось «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (Ленин). В нём Белинский не отказался от своих прежних оценок Гоголя, ибо в глазах его «отступление» Гоголя не могло отнять у русского народа его гениальных творений. Белинский призывал Гоголя искупить свой «грех».
Белинский вёл борьбу за Гоголя и отстаивал вместе с ним плодотворные пути развития будущей литературы.
Опираясь на Гоголя, Белинский создал и упрочил теорию реализма. Вместе с Гоголем знаменитый критик утвердил мысль об общественном служении литературы, взгляд на писателя как на гражданина земли русской.
Гоголь и Белинский объявили решительную борьбу подражанию космополитов, Западу и боролись за создание глубоко национальной литературы и национального театра.
Гоголь и Белинский избрали единый вид деятельности: служение родине в области литературы. Литература в их глазах была единственной трибуной, с которой они могли провозглашать великие освободительные идеи, и они с честью выполнили этот принятый на себя подвиг.
Гоголь и Белинский верили в светлое будущее своей родины и той реалистической литературы, краеугольные камни которой они заложили в 40-х годах. Гоголь провидел завидное будущее своего народа, когда писал: «Еще пройдет десяток лет и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках».
Белинский также верил в великое предназначение родины. В 1840 году великий критик пророчески писал: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».
Гениальный писатель в вопросе о будущности родины находил себе сподвижника в лице Белинского.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.