У этого «ЧН» был отвратительный «характер»: никто из машинистов станции Москва-
Пассажирская не хотел на нём ездить. Паровоз то стоял, не слушаясь «понуканий», то вдруг рвался вперёд, да так, что всё кругом тряслось и падало с мест. И вот этот-то упрямый «характер» паровоза молодой машинист Троицкая переломила, сделала самым покладистым и любезным из всех паровозных «характеров».
- Там была система Компаунд. Мы с ребятами изучили её, всё сами перебрали, смазали, опробовали. Видим: дело в управлении. Я попробовала помягче брать с места - результаты хорошие. Ведь машина тоже любит хорошее обращение...
«ЧН» получил право работать на Москве-Пассажирской, и. вскоре вместо трёх маневровых паровозов станцию стали обслуживать только два: «ЧН» работал за двоих.
С великой неохотой отпустило станционное начальство Троицкую водить поезда. В жизни девушки это был очень торжественный момент: она машинист поезда, она водит длинную цепь вагонов, тысячи людей доверили ей свои жизни! Она здорово этим гордилась.
Три года водит Троицкая поезда. За перевыполнение измерителей, за экономию топлива правительство награждает её орденом Ленина - первым орденом. Почти одновременно её назначают заместителем начальника депо Москва-Сортировочная.
Утро. Весна. Зинаида Троицкая идёт по узкому железному мосту, нависшему над путами. У неё замирает сердце. Стальными змеями уползают вдаль десятки путей, огибают чёрные шеи краны, ревут на путях паровозы. Это всё - её хозяйство. Справится ли она? Сможет ли? Надо справиться. Большой темноглазый парень стоит у ворот депо.
- Кто вы такая? - спрашивает он подозрительно.
- Меня назначили заместителем начальника депо, - говорит Зина.
Темноглазый ретируется:
- Это вы на моё место. Я сейчас заместитель начальника.
Может быть, не стоило бы упоминать об этом парне, но много раз ещё их пути скрещивались, и Троицкая следила за его жизнью, направляла его как старший товарищ комсомолец, а заключительную повесть о нём мы расскажем чуть позже.
С 1938 года Зинаида Троицкая - начальник Окружной дороги. Одиннадцать магистралей подходят к Москве. Все республики шлют столице свою продукцию. Грузы и выгрузка, транзит - всё проходит через Окружную дорогу. Здесь, в кабинете начальника, как будто бился пульс всей страны. Где-то за сотни километров на путях затор. И сразу этот затор отдаётся на Окружной. Троицкая здесь впервые ощутила всю величину и силу Москвы, этого сердца страны - горячего, разносящего жизнь по всему телу Союза. Любившая и до того, как всякая москвичка, свой город, она стала особенно гордиться Москвой.
Но вот началась война. Окружная с первого дня войны сделалась дорогой первостепенной важности. Мобилизация, подвоз боеприпасов, питания, вывоз войск - всё шло через Окружную. А после, когда начались бомбёжки и немцы приблизились к Москве, Окружная дорога оказалась дорогой жизни. По ней шла эвакуация женщин и детей, по ней двигались в Москву снаряды, боевые машины, орудия. Это были дни и ночи нечеловеческого труда и напряжения. Надо было отправить всех уезжающих, рассредоточить огромное скопление грузов, взрывчатых веществ, боеприпасов.
Зинаида Троицкая не спала по суткам, не раздевалась, почти не ела. Ей, молодой женщине, был поручен один из самых важных участков. Окружная дорога был её пост, и она стояла на своём посту, как капитан на капитанском мостике её детской мечты.
Очень просто представить себе некий абстрактный образ: этакая бестрепетная героиня, без семьи, без биографии. Но вот как раз в эти лихорадочные дни Троицкая ожидала ребёнка и страстно мечтала родить дочку. Может быть, поэтому она приняла особенно близко к сердцу просьбу своего шофера Чернова разрешить ему съездить за женой и ребёнком, оставшимися в деревне, куда подходили немцы.
- Один я не поеду, нельзя бросить машину, уговорю кого-нибудь из шоферов, - оказал Чернов.
Вскоре он вернулся.
- Никто не соглашается охать, боятся к немцам в лапы попасть, - уныло сообщил он.
Зинаида Троицкая вспыхнула от негодования. Она всегда вот так вспыхивает, когда видит трусливый или бесчестный поступок:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.