Гелена Вондрачкова: «Я приеду на ХII всемирный»

Владимир Ковалев| опубликовано в номере №1387, март 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знакомый голос

Как долго может певица оставаться в тени, ждать своего звездного часа?

«Золотой соловей» — высшая музыкальная награда Чехословакии, о которой мечтает каждый исполнитель в стране, — никак не давался в руки Гелене Вондрачковой. Музыкальные критики рассыпались в похвалах, называли ее «вокалисткой номер один», а слушатели, определяя лучшую певицу года, отдавали большинство голосое Наде Урбанковой, Еве Пиларовой, Хане Загоровой, даже молодой Петре Яну. Гелене же всегда недоставало до обидного мало — одного-двух баллов, чтобы подняться на высшую ступеньку. Популярный журнал «Мелодие» однажды озаглавил материал о певице так: «Интервью с вечно второй»...

В том интервью говорилось, что два из трех дней Гелена Вондрачкова проводит вне дома.

Потому, когда я набирал недавно номер ее пражского телефона, не было никакой уверенности, что удастся поговорить. Но вот длинные гудки в трубке сменились приятным голосом хозяйки. Везение?

— Представьте, на минуту забежала домой по пути на запись телепрограммы, посвященной Международному женскому дню 8 Марта.

— Примите поздравления из Советского Союза от читателей журнала «Смена».

— Спасибо. Думаю, совсем скоро мы увидимся в Москве и других городах. В нынешнем году собираюсь приехать в СССР дважды — в составе делегации чехословацких деятелей культуры на празднование 40-й годовщины освобождения моей родины от фашистских захватчиков, а также в дни проведения ХП Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

— Сколько раз приезжали в нашу страну на гастроли?

Гелена извиняется... сбилась со счета — что-то около двадцати... Я прошу рассказать певицу о своем творческом пути...

— Как и когда научилась петь?.. Меня называют самоучкой, потому что специальных музыкальных заведений я не заканчивала. Брала уроки у известных педагогов. Многому научил меня профессор Каренин, ученик Федора Ивановича Шаляпина. Еще в школе пела на вечерах и праздниках. Мой отец играл на фортепиано, часто мы запирались с ним в комнате и разучивали народные песни, пытались даже исполнять арии из опер. Позже я посвятила ему одну из своих песен — «Я и папа».

Как-то отец принес приглашение принять участие в конкурсе молодых талантов. Сказал тогда: «Пора начинать серьезно. Попробуешь?» Конкурс я выиграла и запомнила его навсегда — впервые пришлось петь в микрофон. После этого все и началось! Меня записывали на радио, снимало телевидение, появилась первая долгоиграющая пластинка.

В 1964 году выиграла престижный многоступенчатый конкурс «Ищем новых исполнителей». Тогда же состоялся большой концерт лауреатов в Праге, и мою песню «Красная река» (интерпретацию американской народной баллады) признали наиболее удачной. Предложили работать в пражском театре «Рококо», со сцены которого окончательно развеяла сомнения тех, кто на самоучек смотрел свысока.

Затем участие в музыкальном фестивале «Братиславская лира-66». Мы пели в дуэте с Мартой Кубишевой. Исполнили песню «Ох, эти женщины!» и получили третью награду. Памятно мне участие в фестивале песни в Рио-де-Жанейро, куда нас вместе с Карелом Готтом приглашали и в качестве членов жюри. К числу курьезов отношу мое 13? (несчастливое!) место на Всемирном фестивале песни в Токио, тогда же моя песня «Остров сокровищ» по нескольку раз в день передавалась по радио и ТВ.

Многие наши чехословацкие певцы, если не сказать все, изъявляют желание работать в театре. Музыкальный театр у нас — своего рода лаборатория творчества, где дают «путевку в жизнь» молодым. Мой же «театральный роман» — эпизод в творческой карьере, довольно непродолжительный, хотя и очень важный. Действительно, нет в Чехословакии певца, который бы не работал в самых разных театрах. Вместе со мной из «Рококо» вышли Вера Шпинарова и Вацлав Нецкарж, из знаменитого «Семафора» — Иозеф Лауфер и Вальдемар Матушка, вместе с композитором Ладиславом Штайдлом и его братом Карел Готт организовал «Аполло», в котором расцвел талант Ханы Загоровой. Это давняя традиция, которой мы все придерживаемся, — связывать свою музыкальную жизнь со сценой. Очень важно, чтобы молодой начинающий исполнитель поработал бок о бок со старшими товарищами. У нас единое мнение: пока ты не научился петь и вести себя на сцене, не торопись выходить к микрофону.

Советские телезрители не так давно могли видеть меня в дуэте с Иржи Корном на сцене пражского концертного зала «Люцерна». Мы исполняли (и танцевали!) не только чешские песни, но и популярные произведения наших друзей — Оливии Ньютон-Джон из Австралии, американки Барбры Стрейзанд, негритянского певца Стиви Уандера и других. Почти два года мы работали с английским композитором Лесом Ридом, «крестным отцом» таких «звезд», как Том Джонс и Энгельберт Хампердинк. «Меня очаровали славянские мелодии», — признавался он неоднократно. Собственно, нет разницы, на каком языке ты поешь, главное — с какими чувствами выходишь к своему слушателю...

...Когда Гелена поет, она увлекает своим темпераментом, разыгрывая с друзьями-партнерами на сцене своеобразные спектакли. Точнее сказать — музыкальные спектакли, в которых в один ряд выстраиваются раздумья о времени и о себе, любовная лирика и романтические баллады о счастье. Обладательница «платиновой» и нескольких «золотых» пластинок чехословацкой фирмы грамзаписи «Супрафон», своим девизом она выбрала слова: «Любовь моя — песня, она всегда останется с нами!»

Этими словами Гелена Вондрачкова начинает и заканчивает каждое свое выступление.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сердце матери

К 150-летию со дня рождения Марии Александровны Ульяновой