На этот раз за «круглым столом» «Смены» - заведующий лабораторией социологических исследований проблем воспитания молодежи НИИКСИ ЛГУ. Этим выступлением мы продолжаем разговор о проблемах труда и воспитания молодежи, начатый в 16, 17 и 18-м номерах журнала. В ближайших номерах «Смены» за «круглым столом» вы встретитесь с учеными, публицистами, молодыми специалистами и рабочими. Они поделятся своими мыслями о профессиональной подготовке молодежи, гражданской и социальной зрелости, жизненных планах молодых рабочих. У нас в стране молодым открыты все пути. Но очень важно, какой именно путь выбрать. Изучение жизненных планов молодежи не просто удовлетворение нашей научной любознательности. Оно необходимо для развития трудовой и общественно-политической активности подрастающего поколения, для постановки и решения ряда новых этических проблем, выработки практических рекомендаций, снижающих процент неудачной реализации личных планов. Социология добилась уже значительных успехов, но, как всякое новое явление, она быстро стала модой. Можно привести множество примеров, когда люди, совершенно незнакомые с этой наукой, составляют неграмотные анкеты и «запускают» их в массы, называя это конкретно-социологическими исследованиями. Кажущаяся простота анкетного метода породила опасную иллюзию: якобы получен универсальный способ открывать общественные закономерности путем обыкновенного опроса. Собрал мнения - и дело в шляпе. Курьезный случай произошел, например, в одном областном центре. Члены комитета комсомола уважаемого технического вуза представили в обком ВЛКСМ отчет под многообещающим названием «Итоги социологического исследования эстетических взглядов студентов». Из него, в частности, следовало, что студенты чаще всего читают книги И. С. Тургенева. Когда же новоявленных социологов спросили, откуда появился такой вывод, они пояснили, что из двенадцати студентов двое назвали Тургенева. Сейчас социологи располагают довольно мощным арсеналом средств: анкеты, диспуты, социальный эксперимент, анализ документов, наблюдение. Разнообразие и точность методов позволяют собрать материал, вскрывающий истинные закономерности. Летом 1963 года радиостанция «Юность» обратилась к молодым радиослушателям с таким вопросом: «Как вы ответите на вопросы анкеты, предложенной Карлу Марксу?» В адрес «Юности» пришло около трех с половиной тысяч писем. Если, внимательно просмотрев эти письма, выбрать ответы, данные большинством, получится довольно четкий портрет:
1. Достоинство, которое вы больше всего цените в людях? - Человечность, любовь к людям. В мужчине - смелость. В женщине - гордость, чистоту.
2. Ваша отличительная черта? - До всего есть дело.
3. Ваше представление о счастье? - Заслужить благодарность людей.
4. Ваше представление о несчастье? - Одиночество среди людей.
5. Недостаток, который внушает вам наибольшее отвращение? - Угодничество.
6. Ваше любимое занятие? - Читать книги.
7. Ваш любимый поэт? - Пушкин, Маяковский.
8. Ваш любимый прозаик? - Н. Островский.
9. Ваш любимый герой? - Герой нашего времени.
10. Ваш любимый цветок? - Подснежник.
11. Ваш любимый цвет? - Красный.
12. Ваш любимый девиз? - Бороться и искать, найти и не сдаваться. Наша лаборатория, в частности, пытается выяснить типичные черты, присущие молодому поколению 60-х годов. Данные, которые нам удалось получить в результате проведенных исследований, мы назвали «Автопортретом поколения». Чтобы выяснить, какой тип человека особенно популярен среди молодежи (в основном рабочей), мы составили анкету, в которую включили шесть условных типов-характеристик. Среди них были «Николай» - человек разносторонний, веселый, мастер своего дела. Девушка «Марина» - хорошая работница, веселая, общительная, но не желающая продолжать учебу - ее образование 6 классов. «Сергей» - хороший работник, для которого главное - заработок. И так далее. Предлагалось отметить того, кто покажется наиболее привлекательным. Из 2 035 опрошенных большинство (1 345) назвали тип «Виктор»: «Работает (учится) очень хорошо. Ради товарища готов пожертвовать личным благополучием. Непримирим к несправедливости. Всегда доводит дело до конца, чего бы это ему ни стоило. Самокритичен, скромен, тактичен. Любит спорт, общественную работу, стремится быть в гуще жизни. Не терпит равнодушных людей». В этой характеристике, как выяснилось из писем, больше всего привлекает его непримиримость и честность. Четырнадцать человек отдали свои симпатии «Максиму» - любителю легко и красиво пожить, взять от жизни все, что можно: дескать, так нам «диктует сумасшедший ритм атомного века». Правда, когда мы поближе познакомились с этими четырнадцатью, оказалось, что лишь двое из них действительно полностью разделяют взгляды «Максима». Остальные же 12 человек придерживаются другого взгляда; главное - работа по душе, но нужно думать и о личных интересах: о заработке, квартире. В юности человеку особенно свойственно стремление максимально себя проявить. И очень важно, чтобы эта настроенность не разрядилась в пустоту, не растратилась на мелкие дела. Выдающийся педагог К. Ушинский писал: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья». Постановка цели должна быть дополнена планом ее реализации, иначе цель останется неосуществленной. Первое, что сразу бросилось в глаза при изучении жизненных планов молодежи, - неразрывная их связь с проблемой образования. На вопрос социологов «Что вы должны сделать для достижения своей цели?» 10 576 человек из 17 446 опрошенных ответили: «Учиться». Это значит, что больше 60 процентов опрошенных связали осуществление своих идеалов с повышением образования. После посещения нашей страны главный редактор журнала «Голос молодого поколения», издаваемого в ФРГ, писал: «В последние 10-20 лет в Советском Союзе происходит новая революция - революция образования. «Учеба» - волшебное слово для молодого поколения. Я не встретил в Москве молодого человека, который бы не учился или не собирался учиться». Что ж, для нашего общества это вполне закономерно: высшая человечность в том, чтобы создать такие условия, при которых, как говорил Маркс, каждый, в ком сидит Рафаэль, имел бы возможность беспрепятственно развить свое дарование. Система образования определяется потребностями общества. И чем больше будет знать молодежь об этих реальных потребностях, тем меньше будет недоразумений и разочарований при выборе будущей профессии. Ведь юношей и девушек надо привлекать не просто к труду, а к труду, необходимому обществу. Первые шаги вчерашнего школьника обычно направлены к дверям вуза. Но двери эти открываются отнюдь не для всех. В прошлом году школу окончили 2 миллиона 700 тысяч человек, а в вузы принято только 874 тысячи. В будущем, с введением обязательного среднего образования, этот разрыв будет увеличиваться. В 1970 году школу окончат более 4 миллионов юношей и девушек, а вузы смогут принять только 940 тысяч абитуриентов. Итак, при первой же попытке реализовать свои жизненные планы молодой человек сталкивается с серьезными проблемами. И, очевидно, здесь ему на помощь должны прийти специалисты, глубоко изучившие планы молодежи, способные подсказать выход из трудной ситуации. От правильности и своевременности такого совета может зависеть вся дальнейшая судьба юноши или девушки. При первом анкетировании из 2 035 опрошенных абсолютное большинство ответило на вопрос о наличии жизненных планов утвердительно. И только у 65 человек таковых не оказалось. При вторичном опросе из 2 204 заполнивших анкеты лишь 9 человек не смогли назвать свои жизненные планы. При исследовании оказалось, что планов нет у рабочих с низким образованием (до 6 классов), у тех, кто нигде не учится в возрасте в основном до 25 лет. Очевидно, эта группа молодежи требует особого внимания со стороны администрации и общественных организаций. Мы включили в анкету вопрос: «Что прежде всего нужно вам для того, чтобы быть счастливым?» 76,6 процента опрошенных включили в свои ответы пункт: Иметь интересную, любимую работу; 71,4 процента - любить и быть любимым; 58,6 процента - пользоваться уважением окружающих; 51 процент - всегда иметь цель жизни; 48,8 процента - приносить пользу людям; 36,7 процента - иметь отдельную квартиру; 29,5 процента - иметь деньги. Результаты вторичного опроса оказались сходными. 60,6 процента назвали в своих анкетах как необходимое условие счастья любимую работу; 59 процентов - высшее образование; 57 процентов - путешествия; 54,8 процента - создать хорошие жилищные условия; 54,9 - добиться хорошего материального благополучия; 43,7 - повысить квалификацию; 43,2 - найти верных друзей; 41,8 - воспитать детей настоящими людьми; 41,5 - встретить любимого человека. Как в первом, так и во втором исследовании молодежь отводит в своих жизненных планах первое место интересной, любимой работе. Только 72 человека из всех опрошенных считают, что «хороша любая работа, если она высоко оплачивается». Впрочем, проблема интересной работы гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Даже само понятие «интересности» воспринимается человеком по-своему. Одному ближе всего напряженная умственная работа, другому - монтаж сложного прибора, третьему - воспитание детей. Есть и другая сторона вопроса: общество пока не в состоянии предоставить каждому специальность, которую он выберет, которая ему по душе. Приходит, например, паренек со средним образованием в цех, и его ставят обтачивать винтики-болтики. Пареньку неинтересно, но заводу пока нужен именно токарь такой квалификации. Противоречие между неуклонным ростом образования и потребностями общества нельзя разрешить в ближайшем будущем. Но оно может быть значительно сглажено научной организацией труда, учитывающей индивидуальные склонности и способности, дальнейшей автоматизацией производства и правильной профессиональной ориентацией школьников. В юношеском возрасте зачастую привлекают сразу несколько профессий. Какая больше всего соответствует именно твоему темпераменту, характеру, одаренности? Какую из них выбрать, чтобы потом не раскаиваться, не чувствовать себя рабом своей работы? От того, сумеет ли юноша правильно ответить на эти вопросы, в значительной мере зависит, насколько счастливо сложится его жизнь. Мы поставили в анкете вопрос «Удовлетворены ли вы тем, как осуществляются ваши жизненные планы?» 764 человека (34,7 процента) ответили: «да»; 1 130 (51,3 процента) - «не совсем удовлетворены»; 43 (1,9 процента) не ответили на этот вопрос и 267 (12,1 процента) написали: «нет». Мы стали анализировать причины, по которым не осуществились жизненные планы 267 человек. Вот довольно типичные ответы: «Не сдала экзамены в вуз» (контролер ОТК 2-й фабрики офсетной печати), «Не совсем правильно выбрала специальность» (старший инженер завода), «Нигде не учусь» (работница завода), «Мне кажется, что я не совсем правильно выбрала профессию, но что выбрать, я так и не могу решить, поэтому продолжаю учиться в этом вузе» (студентка ЛЭТИ), «Все больше и больше убеждаюсь, что я выбрала нелюбимое дело, что я была бы неплохой учительницей или врачом, но инженером буду плохим, не люблю физику и математику» (студентка ЛЭТИ). Конечно, было названо много и других причин неудовлетворенности выполнением своей жизненной программы. Но неудачи, связанные с выбором профессии, были особенно многочисленны. Тут мне хочется вспомнить набросок из записной книжки А. Чехова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дал миру десятки таких же бездарных, узких ученых, как он сам. Тайно, по ночам он переплетает книги - это его истинное призвание, здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно, по ночам он занимается наукой». Несоответствие склонностей и избранной профессии - большая трагедия для человека. Он теряет уверенность в своих силах, чувствует, что зря уходят дни, недели, годы. Государство же несет убытки, так как разочаровавшихся зачастую приходится переучивать. Наша лаборатория по заданию Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР изучала причины отсева студентов из 12 вузов Северо-Запада. Было проанализировано 10 тысяч личных дел «отсеянных» студентов. В частности, выяснилось, что средний срок отсева из-за неправильного выбора специальности - около двух с половиной лет. Проучившись два-три года, студент понимает, что ошибся, и уходит либо в другую отрасль, либо в другой вуз. И все-таки это лучше, значительно лучше и честнее, чем продолжать учиться в нелюбимом вузе и выйти оттуда плохим врачом или инженером, вроде того, о котором директор одного крупного ленинградского завода в сердцах сказал: «Уж лучше бы прислали на завод тонну гвоздей». Социолог В. Водзинская исследовала в 1964 - 1965 годах жизненные планы выпускников средних школ Ленинграда и Ленинградской области. Из 1 089 школьников подавляющее большинство (82,8 процента) планировали продолжать учебу, и лишь 3,6 процента собирались пойти работать. Сведения о реальном трудоустройстве школьников, собранные Водзинской, показали, что более половины тех, кто собирался продолжать учебу, пошли работать в сферу обслуживания, в учреждения просвещения и здравоохранения (хотя это и не входило в их планы). Спустя полтора года после первого исследования Водзинская взяла интервью у 30 «неудачников», не попавших по окончании школы в избранный вуз. Выяснилось, что большинство из них все же поступили в вузы, но не в те, в которые собирались: лишь бы получить диплом, стать специалистом, а там уж неважно, чем будешь заниматься и где работать. Мы беседовали с ученицей 11-го класса 200-й ленинградской школы Леной Ш. Разговор шел о выборе профессии.
- Во всяком случае, работать оператором на почте (чему нас обучают в школе) я не буду, - сказала она. - Пойду учиться на филфак в университет. Хочу стать искусствоведом. Лена родилась и выросла в Ленинграде, но ни разу не побывала в университете, не поинтересовалась будущей своей профессией. Она даже не подозревала, что на филологическом факультете нет искусствоведческого отделения. Зато она слыхала, что профессия эта интересная и модная. Общественный престиж профессии играет для юношей и девушек огромную роль. Одно дело сказать: я студент-кораблестроитель или физик. И совсем другое: я товаровед или пищевик. Особенно не повезло сфере обслуживания. Ее работники всегда были предметом острот для телевидения, кино и прессы. В результате сейчас мы пожинаем горькие плоды собственной непредусмотрительности. Уже сейчас в сферу обслуживания надо направить в четыре раза больше молодежи, чем в сельское хозяйство, и вдвое больше, чем в промышленность. Новосибирские социологи предложили выпускникам школ Новосибирской области оценить по 10-балльной системе 70 разных профессий. После анализа ответов выяснилось, что профессии, требующие низкой и средней квалификации, совершенно не популярны среди ребят. Например, рабочие транспорта и связи были оценены в 5,28 балла, просвещения и культуры - в 4,82, сферы обслуживания - в 2,63. Врачами собирались стать в 30 раз больше школьников, чем фрезеровщиками и крановщиками. Такая установка на высшее образование и умственный труд, в общем, конечно, прогрессивная, приходит в известное противоречие с требованиями жизни. Ясно, что фрезеровщиков нам нужно все-таки больше, чем врачей или космонавтов. И тут нельзя полагаться на мудрость приемных комиссий институтов: они, мол, разберутся, кого принимать, а кого отправлять восвояси. Нужно, чтобы выпускники школ более трезво и обдуманно подходили к выбору будущей профессии. Не только с точки зрения «я этого хочу», но и с учетом не менее важного фактора: «Я это могу, умею, это мне по душе». К тому же человек, претендующий на гражданскую зрелость, при выборе дела жизни не должен, очевидно, упускать из виду и такое соображение: «Это необходимо моей стране, я обязан». Семнадцатилетнему человеку трудно реально взвесить свои возможности да и, кстати, стряхнуть романтическую пыльцу с некоторых красивых, но малознакомых профессий. Здесь на помощь молодым должны прийти зрелые, умные, наблюдательные люди: социологи, педагоги, специалисты разных отраслей культуры, науки, производства. Не так давно группа молодых советских социологов побывала в Польше. Польские коллеги рассказывали, что в их стране почти в каждом воеводстве организованы консультационные пункты для тех, кто оканчивает школу. Пункты, разумеется, не дают рецептов на все случаи жизни, но пользу приносят большую. Видимо, настало время организовать и у нас при районных отделах народного образования кабинеты профессиональной ориентации. Чтобы юноши и девушки могли получить квалифицированный совет, чем им лучше заняться, в каких кадрах сейчас нуждается данный район, область, наша страна в целом. Чтобы они могли встретиться с представителями интересующих их профессий или, напротив, тех профессий, о которых они ничего не слыхали. Следует, наверное, подумать о выпуске «Энциклопедии профессий» или чего-то другого в этом роде. Изучение жизненных планов раскрывает типичные черты подрастающего поколения. Сегодня многие буржуазные социологи стремятся доказать, что молодежь морально деградирует, политически индифферентна, граждански беспомощна, духовно инфантильна, и приписывают эти качества молодежи всего мира. Трудно говорить о всей молодежи сразу. Но если обратиться к нашей молодежи, то объективное научное исследование показывает, насколько она далека от морального кризиса, опустошенности и апатии. Наши юноши и девушки стремятся к увлекательному творческому труду, образованию, общественной деятельности. Круг их интересов, политических, эстетических и научных, как никогда, широк. Я отнюдь не хочу сказать, что у нас растут начитанные аскеты, не имеющие личной жизни. Молодежь, естественно, отводит в своих планах на будущее очень большое место личной жизни. Напомню, что 43,2 процента опрошенных сказали, что счастье - это иметь хороших, верных друзей; 41,5 процента - встретить любимого человека; 41,8 - воспитать детей настоящими людьми; 32 процента - создать крепкую семью и так далее. Вы, очевидно, запомнили, что 54,8 процента опрошенных планируют добиться хорошего материального благополучия, многие мечтают о комфортабельной квартире и даже автомашине. Но это стремление к удобству, красоте и уюту отнюдь не признак утраты идеалов и духовной деградации. Глубокая человечность понимания счастья сочетается у молодых с упорным стремлением утвердить себя, приносить пользу людям, во все вмешиваться, за все быть в ответе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.