... Казань. Тюрьма. Большая комната, разделенная решеткой на две половины. В одной - заключенные, стараясь перекричать друг друга, разговаривают со стоящими по другую сторону посетителями. Приникнув к решетке, Мария Александровна разговаривает с Володей. В руках у нее баул, из которого виднеется горлышко бутылки с молоком.
- Ходи по камере, Володечка! - кричит Мария Александровна. - Каждый день тысячу шагов... надо двигаться!...
- Обязательно, мамочка! Не беспокойся! - кричит ей в ответ Володя. - Как ты себя чувствуешь?
- Хорошо... - Мне удалось выхлопотать тебе замену этапа пребыванием под надзором в Кокушкине...
- Спасибо, мамочка...
- Я буду здесь до самой твоей отправки, Володюшка. В Кокушкино поедем вместе.
- Пречудесно, мамочка! ТЫ не беспокойся, мамочка. Университет закончу экстерном... Я буду заниматься, заниматься!...
Это эпизод из нового двухсерийного художественного фильма «Сердце матери», съемки которого ведутся сейчас на Студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Фильм ставит народный артист СССР режиссер Марк Донской по сценарию. написанному Зоей Воскресенской и Ириной Донской.
Фильм задуман как широкое полотно о семье Ульяновых. Он охватит тридцатилетний период жизни Марии Александровны и ее детей, расскажет о нелегких испытаниях. выпавших на ее долю. Умирает муж Илья Николаевич, инспектор народных училищ. Старшего сына, Александра, казнят царские палачи. Гибнет от страшного недуга дочь Оленька. Остальные дети выбирают нелегкий и опасный путь в революцию. То одного, то другого бросают в тюрьмы, ссылают в Сибирь. Они вынуждены скрываться в подполье и эмиграции.
Первая серия, которая будет называться «Сердце матери», расскажет о трудной жизни главы семьи Ильи Николаевича, о юношеских годах Владимира Ильича, трудной поре его нравственного возмужания и завершится выступлением Ленина в качестве присяжного поверенного в Самаре на суде, где он защищал крестьян, обвиненных в разгроме хлебных амбаров.
Вторая серия - «Верность» - расскажет о пути Владимира Ильича в революцию, раскроет его образ как организатора и вождя «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», поведает о его пребывании в ссылке, тюрьмах и эмиграции. Финал фильма - приезд Ленина в Петроград в 1917 году и его выступление с броневика на Финляндском вокзале.
События, происходящие в семье Ульяновых, естественно, будут отражены на большом историческом фоне. Действие фильма происходит в Симбирске, Нижнем Новгороде. Саратове, Москве, Петербурге и Стокгольме.
Образ Марии Александровны создает актриса театра имени Ленинского комсомола Елена Фадеева. В роли Владимира Ильича выступает дипломант актерского факультета ВГИК Радий Нахапетов; перед ним стоит трудная задача - раскрыть эволюцию характера, взглядов Ленина на протяжении многих лет. Илью Николаевича Ульянова играет заслуженный артист РСФСР Даниил Сагал.
- Наш фильм, - сказал режиссер-постановщик Марк Донской, - мы посвящаем матерям мира, для которых образ Марии Александровны должен стать ярким примером удивительного мужества, верности долгу, материнской привязанности. Идею картины можно определить словами Максима Горького из «Сказок об Италии»: «Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти. Мать - всегда против смерти. Мать - бесстрашна, если дело идет о жизни, которую она, мать, творит и охраняет...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.