Фильм «Мусоргский»

С Смоляницкий| опубликовано в номере №564, ноябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Красноватое пламя свечи освещает склонённую над столом фигуру композитора. Лицо его сосредоточенно. взгляд устремлён вперёд. словно его взору открываются какие - то, ему одному видимые картины. Тихо колеблется пламя свечи, бросая дрожащие отблески на озарённое напряжённой мыслью лицо Мусоргского. Но вот слабый, трепещущий огонёк растёт, ширится, превращаясь в бушующее пламя. Это уже пожар. Высоко в небо вздымаются жаркие огненные языки. Вооружённые всадники мчатся по дороге. Что - то крича, бежит народ. В толпе боярин. С него срывают дорогие одежды и тащат его, связанного. Насмешливо величают боярина обступившие его люди... Это - восстание. Народное восстание. Последняя картина оперы «Борис Годунов»...

Снова трепещет огонёк свечи, и снова мы видим вдохновенное лицо Мусоргского. С необычайной силой, могучая и раздольная, звучит музыкальная тема народного восстании. Нервно сжимая карандаш, композитор быстро записывает нахлынувшие на него мелодии...

Так в этом ярком эпизоде авторы фильма «Мусоргский» раскрывают один из моментов создания великим композитором своей бессмертной оперы. Народ, народ, не славящий своего царя, а протестующий, страдающий, борющийся, каким он был в действительности, мечтал показать Мусоргский в своих произведениях.

«Народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью - мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального», - писал М. Мусоргский.

Конец оперы - восстание и пророчество юродивого, предсказывающего горе и печаль народу, ибо ни смерть Бориса, ни воцарение Лжедмитрия не облегчат народные страдания, - это то, как говорит Мусоргский в фильме, что «не успел написать наш дорогой Пушкин». Это уже открытый протест народа против царской власти, против угнетения и бесправия. Мусоргский углубил и расширил центральный конфликт пушкинской трагедии: народ - и царская власть. В музыке оперы революционная тенденция трагедии получила своё дальнейшее развитие и завершение.

И не случайно, когда в фильме сцена под Кремами уже показывается в виде готовой оперной постановки, сиятельный вельможа кричит в смятении директору оперы: «Это революция... а не опера, милостивый государь!» А молодёжь на галёрке бурно аплодирует: «Браво. Мусоргский, браво!»

Такова историческая правда. И эта правда нашла глубокое и яркое художественное воплощение в фильме «Мусоргский».

Образ Мусоргского - большая творческая удача талантливого артиста А. Борисовн. Живей, темпераментный, с вдохновенным, горящим взглядом, внутренне собранный в минуты творчества, неистощимый на весёлые выдумки в кругу друзей, непримиримый и страстный в борьбе - таким создаёт великого композитора А. Борисов. Волнующе и ярко показан в фильме образ В. Стасова (артист Н. Черкесов) - неустрашимого борца за народное искусство, последователя Чернышевского, мудрого советчика передовых русских художников. В сцене суда он гневно обличает подлые происки «музыкальных лгунов», клевещущих на «могучую кучку». Удачен и образ старейшего русского композитора Даргомыжского, созданный актёром Ф. Никитиным.

Значительно бледнее показаны в фильме другие друзья Мусоргского - члены «могучей кучки» - Бородин. Римский - Корсаков, Кюи. Балакирев Большой удачей фильма является глубоко правдивый показ идейных врагов «могучей кучки» во главе с Александром III, вычеркнувшим из репертуара императорских театров «Бориса Годунова». Чудесная игра артистов Л. Сухаревской, Л. Фемина. Г. Шпигеля, Г. Георгиу, К. Адашевского обогащает фильм.

С большим тактом и мастерством осуществлена музыкальная редакция произведений Мусоргского (музыкальная редакция и музыка к фильму Д. Кабалевского): музыка к фильму ощущается как стилистическое и тематическое целое с произведениями Мусоргского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены