– Видите ли, в чем дело. Род Улусовых прекратился на этой княгине. А сама она закончила, как принято говорить в подобных случаях, свои дни в психиатрической клинике. Так что нет никаких оснований полагать, будто коллекция сохранилась.
– А у Бакуева были основания? Сикорский неожиданно засмеялся.
– Имейте в виду, – сказал он, – что разговор о Бакуеве затеяли вы сами. И если теперь эта история лишит вас аппетита и сна, то я не виноват.
– Как-нибудь перебьюсь, – пообещал я.
– Ну-ну, – хмыкнул он иронически. – Бакуев появился в Заозерске сразу после войны. Он был из той породы людей, которые хватаются за любое дело. Иногда они изобретают велосипеды. Иногда берутся опровергать Эйнштейна или Ньютона или требуют запатентовать сконструированный ими вечный двигатель. Роднит этих людей то, что они, задумывая что-то, всегда исходят из неверных посылок. Так вышло и у Бакуева. Неудачник-недоучка. Неизвестно, где, от кого и когда он узнал о существовании коллекции. В Заозерск приехал уже одержимый идеей кладоискательства. И немедленно кинулся разыскивать родственников княгини, в доме которых она будто бы останавливалась...
– И что же?
– Да ничего. – сказал Сикорский с усмешкой. – Я же говорил вам о неверных посылках. Улусовы никакими нитями не были связаны с Заозерском. Выяснилось это, конечно, позднее. Как и то обстоятельство, что княгиня, удирая от революции, в Заозерск не заезжала. Достаточно бросить взгляд на карту, чтобы убедиться: логика против Бакуева Из Москвы в Рязань через Архангельск не ездят. И патом, какай смысл был оставлять ценности в России?
– Звучит убедительно, – сказал я. – Но...
– Представьте себе, есть и «но».
– Любопытно.
– Бакуев умер, кажется, в пятьдесят седьмом году. В одночасье, как говорится. Так вот, когда сотрудники музея пришли на квартиру, чтобы, так сказать, отдать последний долг покойному, то обнаружили... Догадываетесь, что?
– Догадки – не лучший метод, – заметил я. – Но, как говорят, исходя из вышеизложенного, вероятно, какое-нибудь доказательство пребывания княгини в Заозерске.
– И да и нет, – сказал Сикорский. – Скорее нет, впрочем. Словом, на столе у Бакуева лежал обернутый в бумагу портрет молодой женщины. Исполнен он был в манере Гейнсборо, но нетрудно было понять, что кистью водила рука дилетанта. Кто-то высказал предположение, что юная особа и есть сама княгиня Улусова. Потом это подтвердилось.
– Ну и что?
– А то, – веско произнес Сикорский, – что до сих пор неизвестно, откуда взялся у Бакуева этот портрет.
– Он мог просто привезти его в Заозерск.
– Наумов так не считал...
Трах! Это было не хуже удара по голове. Вот оно куда подкатилось! Наумов... Бывший муж Лиры Федоровны, о котором мне было известно... Да ничего фактически мне не было известно... Муж, укативший год назад в Караганду. Муж, который был... Кем же он был? Доцентом, что ли? Преподавал историю в пединституте. Ну да, историю. И еще, кажется, увлекался нумизматикой. А теперь получается, что он и поисками сокровищ княгини Улусовой увлекался.
Сикорский сделал вид, что не заметил моего замешательства.
– Да, Наумов, – сказал он задумчиво. – Я вот говорил, кажется, что у Бакуева нашлись последователи. После его смерти директором музея был назначен Ребриков. Петр Иванович. Он тут навел некоторый порядок. Погасил первобытные костры, добился ассигнований на строительство специального павильона для краеведческого отдела Словом, сделал много. Когда я в шестьдесят пятом принимал от нега деда, здесь все была в ажуре. Улусовской коллекцией Ребриков не интересовался, но портрет предполагаемой княгини показал Наумову, с которым был дружен. И Наумов загорелся. Работу он провернул колоссальную, но с отрицательным результатом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.