Никто не имеет права смотреть на адаптанта как на кандидата номер один для отправки на «картошку» или на сенокос. Если возникнет необходимость, он на равных правах со всеми может получить путевку для ребенка в пионерлагерь, для себя — в пансионат или профилакторий.
А еще к нему прямо в цех будет регулярно приходить психолог, интересоваться, как работается; и цеховой совет адаптантов не оставит новичка без внимания, и комитет комсомола. Если все же возникнет «критическая ситуация», всегда можно набрать четыре цифры — номер «телефона отзывчивости» — и дежурный психолог поможет разрешить проблему.
Невероятно? Непривычно? Да нет, нормально. Просто долго мы привыкали к другому — в заботах о плане подчас забывали, что «делают» его люди.
— Только не надо представлять нас благотворительным заведением, — сразу оговорился генеральный директор объединения Р. А. Гареев. — Мы предприятие, выпускающее современное телефонное оборудование, производство, которое должно «давать план» и быть рентабельным. Да, у нас внедряется новейшая «безлюдная» технология, действуют автоматические линии, роботы, но главным и неисчерпаемым резервом повышения производительности труда был и будет прежде всего человек с его психологией и личными качествами. Мы это понимаем, из этого и стараемся исходить в решении, казалось бы, чисто производственных задач... В чем это проявляется? Ну, возьмем тот же вопрос текучести кадров. Проще всего увидеть вред в том, что оголяются рабочие места. Можно подсчитать и стоимость времени, уходящего на прием-увольнение, на обучение новых работников... Но все это лишь одна сторона медали, на другой же, образно говоря, начертан следующий бесспорный принцип: добиться действительно кардинального повышения эффективности производства сегодня может только стабильный коллектив!
Несколько лет назад в объединении разработали и внедрили социально-психологическую систему «Внимание». Задача — помогать влиться в коллектив новому работнику, вместе с ним решать проблемы, которые мешают ему нормально трудиться.
За первые два года текучесть кадров снизилась здесь с 18 до 8 процентов, а ежегодный экономический эффект от внедрения системы составляет сегодня более полутора миллионов рублей. В прямом смысле слова цена внимания!..
По каким критериям определять эффективность работы заводского психолога? По уровню текучести кадров? Но цех цеху рознь, для одного средний по заводу показатель — 8 процентов — почти ЧП, а для другого — мечта...
Молодой психолог Нелли Назмутдинова курирует сразу два цеха — инструментальный и литейный. С инструментальным проблем особых обычно не возникает. Работа престижная, по-настоящему творческая, да и заработки высокие. А вот «литейка»... Строится новый цех. Значит, все новое оборудование пойдет туда, а тут работай на старом... Словом, почва для конфликтов благодатная.
— Только вы не думайте, что чуть какое недоразумение — все сразу к психологу бегут, тем более молодые ребята, — говорит Нелли. — Самолюбие не позволяет жаловаться. Приходится порой становиться Шерлоком Холмсом, чтобы понять ситуацию.
Вот, например, в конце прошлого года, чувствую — назревает кризис. Что делать? Решила организовать досрочную встречу Нового года. Честно говоря, боялась, что многие не придут, а если и придут, то могут... все испортить. Пришлось и массовиком-затейником поработать, и хозяйкой, и «дипломатом». За круглым столом, за праздничным разговором решились многие производственные проблемы.
На днях подает адаптант заявление — увольняюсь. Беседую с ним. Не устраивает зарплата, получил от друга письмо, зовет шофером на Север, горы золотые обещает, и все, «заклинило» парня. Спрашиваю: водительские права есть? Оказывается, нет. Говорю, подожди до конца года, чтобы не пропала тринадцатая зарплата. Нет, упирается: не могу. Но вижу, парень постоянно глаза щурит, хотя и не против света сидит. Зрение плохое? Опять отвечает «нет». Хорошо, говорю, согласие я дам, только пройди медкомиссию в заводской поликлинике. Выяснилось, что зрение у него для шофера плохое. В результате остался.
— Понятно, что вы должны отстаивать интересы производства, но — чисто по-человечески — стоило ли отговаривать молодого парня остаться в цехе, где изменений к лучшему в ближайшее время не предвидится?
— Исхожу из того, что не там хорошо, где нас нет. Не уходит же человек из родного дома навсегда только потому, что там, например, ремонт начался! Бывают временные осложнения.
— А если предотвратить увольнение не удается?
— Тогда советую, как лучше уволиться. В одних случаях возможен перевод, чтобы не терять отпуск, в других случаях полагаются подъемные или проездные. И всегда благодарю за работу, приглашаю возвращаться.
— Возвращаются?
— Да, многие...
— А я хочу, чтобы, расставаясь с нами, человек плакал, — так сказал начальник цеха печатных плат Касым Мутагулович Масягутов.
Первое, что бросается в глаза в этом цехе, склоненные головы над прямоугольниками текстолита, будущими печатными платами, первоосновой любой здешней продукции, будь то телефонный аппарат или целая АТС. Работа требует большого напряжения глаз, постоянного внимания, усидчивости, аккуратности, поэтому здесь и работают в основном женщины. Их чаще и сильнее беспокоят домашние проблемы; бывает, с плохим настроением приходят в цех.
— Касым Мутагулович, зато, говорят, у вас настроение всегда хорошее...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Молодые мастера искусств
Творческая педагогика