Майкл Голд - американский коммунист-писатель, критик и публицист, редактор наиболее радикального в Америке ежемесячника «New Masses» («Новые массы»). «Еврейская беднота» его первый роман, построен на автобиографическом материале, в нем даны детство и юность автора, сына бед-мяка-маляра. Но героем произведения по существу является Ист-Сайд, квартал Нью-Йорка - гетто эмигрантской бедноты. Евреи, немцы, поляки, русские, армяне, ирландцы, китайцы, - рабочие потогонных мастерских, мелкие кустари и лавочники - и в непосредственном соседстве с ними бандиты, сутенеры, проститутки, среди которых - их дети, братья и сестры.
Ист-Сайд - суровый приют неудачников, бежавших из своих стран от политической реакции, погромов или безработицы и мечтавших стать «самостоятельными хозяевами» в «богатой» Америке.
Бытовой материал и типаж романа ярок и разнообразен. Голд дает три поколения ист-сайдовской бедноты: отцов, сыновей и внуков, бьющихся в тисках жесточайшей конкуренции и эксплоатации. В основном, внимание автора сосредоточено на еврейском населении, с его обычаями и навыками, культурной отсталостью, суевериями и национальными предрассудками.
Эти люди верят и ждут прихода мессии, они стараются замолить свои грехи перед богом и на последние гроши, отказывая себе во всем, выписывают из Европы «цадика» - «святого». И этот святой, беспощадно эксплуатируя своих почитателей, покидает их при первой возможности больше заработать в другой синагоге.
Забитая голытьба не знает социального протеста, ее «кругозор» ограничен завистью и преклонением пред выбившимися из нищеты соседями.
Таковы представители ремесленной мелкой буржуазии, считающие причиной всех своих зол и несчастий личное «невезение»), «неудачу».
Майкл Голда вместе с его сверстниками воспитала грязная тесная улица, ничего не скрывающая от внимательных и зорких глаз детворы. Голд хорошо знает «судьбу» местной молодежи. Часть ее идет по стопам родителей, часть становится бандитами, - своеобразный протест против скотской жизни, на которую обрекает их капиталистическое общество. Наиболее запечатляющаяся фигура этого типа - Луи-одноглазый, которого исправительная тюрьма сделала неисправимым бандитом. Его ненавидят жители Ист-Сайда, его преследуют полисмены, но он добрый сын больной матери и у него есть друзья - голуби на крыше.
Капиталисты используют энергию бандитов превращая их в орудие своей подлой политики, заставляя разбивать забастовки, подтасовывать бюллетени в избирательных урнах.
Лучшая же часть молодежи вступает на путь классовой борьбы.
Повествуя в мягких и лирических тонах о жизни еврейской ремесленной бедноты, Майкл Голд не отражает ее устремлений, не является ее идеологом. Он перерос свою среду и перешел на позиции пролетариата, поборов в себе люмпен-пролетарские настроения деклассированного мелкого буржуа. В предисловии к книге рассказов «120 миллионов» Голд говорит:
«Нищета глушит нас с детства, мы не видим никакого выхода, мы отрезаны от всего мира и думаем о самоубийстве. Наше бунтарство в эту пору индивидуально и субъективно... Но вот проясняется туман юности... Тогда узнаешь, что родилось движение (миллионов), поставившее себе целью уничтожение бедности».
Приходится пожалеть, что М. Голд не уделил своем романе больше места эмигрантской молодежи, зараженной бунтарством и индивидуализмом, но преодолевающей их в организованных рядах революционного пролетариата.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.