Аналогичное открытие новых технических приемов происходит в рок-музыке: раньше, чтобы добиться нового звучания, применяли три-четыре звуковых наложения – теперь в некоторых пьесах «Бони М» бывает до 15 – 20 наложений. Усложняются ритмы. Используются африканские, индийские музыкальные инструменты.
Поиски новых технических возможностей дошли сейчас до того предела, когда остро встала проблема, как из этого обилия средств сделать настоящее искусство, чтобы технические эффекты не поражали сами по себе, а выражали идею композитора. Нечто подобное произошло в свое время с расщеплением ядра: люди долго не знали, что с этим открытием можно сделать. Постепенно человек на основе ядерного деления стал изобретать все новые и новые нужные людям вещи. Условно говоря, что-то аналогичное происходит сейчас в музыке. Нужно разобраться в обилии новых музыкальных средств. Столько напридумано, что дальше уже некуда, дай бог с этим справиться, взять для каждого случая тот единственно необходимый прием, то единственно необходимое решение, которое будет способствовать глубокому воплощению идеи, темы. Сейчас в серьезной музыке наметилась тенденция идти не по пути усложнения, а наоборот – поиска более простого, скорее даже традиционного и мелодического начала.
Не случайно и в кино и в музыке моден стиль «ретро». Это своего рода реакция: после машинерии, электроники, примата ритма над мелодизмом, от которых люди просто обалдели, хочется вернуться к мелодичной и красивой музыке, к стилям, несущим музыкальную романтику и сердечность. Но, естественно, вернуться на новой ступени. И композиторы, которые работают в стиле «ретро», там, где это нужно, применяют и электронику и современные ритмы. Прежнее мелодическое начало, красота и напевность соединились с новомодными приемами.
Мне кажется, дальнейшее развитие и серьезной и легкой музыки будет идти не столько по пути открытия каких-то новых необычных приемов звукоизвлечения, поиска каких-то новых звуковых соотношений, – хотя, конечно, и этот процесс будет продолжаться, – сколько по пути освоения огромного богатства уже сделанных открытий, использования их с максимальным художественным и эстетическим результатом.
Рассказывают, что, когда Пикассо спросили как-то о творческих поисках, он ответил: «Меня не интересуют поиски, меня интересуют находки».
Вот и я думаю, что ближайший период в творчестве музыкантов будет характеризоваться их стремлением к находкам, так как поэкспериментировали они достаточно.
– В заключение я хотел бы вернуться к началу нашего разговора. Может быть, я неверно вас понял, Андрей Павлович, но в тоне ваших слов я уловил определенное недовольство повальным увлечением молодежи вокально-инструментальными ансамблями. Что нее плохого в том, что в вузах, школах, ПТУ страны организовываются ВИА?
– Это палка о двух концах. Конечно, хорошо, что молодые парни пытаются сами исполнить то произведение, которое им нравится. Они начинают изучать гитару, электроорган, ноты; пусть им самим удается освоить всего с десяток произведений, но за это время они прослушали, просмотрели десятки, и сотни произведений советских и зарубежных авторов; и это приобщение к музыке, знаниям, конечно, положительное явление.
Но с другой стороны, невысокое мастерство ведет к упрощенному репертуару. Простенький рок, дешевые шлягеры коммерческого порядка, занятие только тем, что под силу, погружают исполнителей в какую-то ограниченную, наиболее примитивную рок-музыку. Их невысокие исполнительские возможности ограничивают возможности художественные, заставляя стабилизироваться на довольно низком уровне и их вкус. Ибо в своем выборе они менее свободны, чем человек, который, предположим, совсем не играет ни на гитаре, ни на каком-либо другом инструменте и воспринимает музыку без каких-либо ограничений, лишь бы она нравилась. А эти волей-неволей относятся к музыке через свою собственную маленькую музыкальную практику. И то, что не соответствует их возможностям, нередко отвергается. Они застряли на своем уровне, не двигаются дальше и воспринимают все остальное только с точки зрения собственного примитива. Тиражированные в тысячах экземпляров подобные ВИА своим невысоким мастерством только портят вкус слушателей.
Оторвавшись от простого любительства, но так и не достигнув высокого профессионального уровня, они оказываются в опасной для самих себя зоне. Большое самомнение и очень ограниченные собственные возможности – такой разрыв служит дурную службу, вызывает критиканскую реакцию. Им никто не нравится.
Вместе с тем у нас есть ансамбли, участники которых, не являясь музыкантами по профессии, тем не менее не уступают в мастерстве лучшим профессиональным коллективам. Это истинные «фанаты» легкой музыки, отдающие любимому жанру много сил и времени. Было бы наивным призывать все любительские ВИА брать с них пример. Но одно ясно: легкий жанр – очень трудное дело. Достичь успеха в нем можно только через труд и пот. Как, впрочем, и в любом другом деле.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.