Представьте себе зал, куда вы приходите слабым, узкогрудым, а уходите широкоплечим и сильным. Сначала незаметно, потом все яснее и яснее вы замечаете в себе перемены. Ваше тело как будто бы остается все таким же, и вместе с тем оно неуловимо меняется. Шире становится грудь и тоньше талия. Вы можете взлетать, прыгать, сгибаться и выпрямляться с внезапностью стальной пружины... Это - не колдовство, не чудо: это называется иначе - гимнастикой.
В дни зимних школьных каникул в Москву на всесоюзное первенство съехались юные гимнасты со всех концов страны.
В гимнастических соревнованиях момент победы скрыт от глаз непосвященных зрителей.
Один за другим выходят участники к снарядам и проделывают упражнения. Кто же из них лучший, как это узнать? Судьи оценивают гимнаста по точности и красоте движений. Их опытный взгляд отмечает малейшую оплошность, и общая сумма баллов определяет победителя. Но вот удивительное дело: многочисленные молодые зрители, заполнившие Дом физкультуры, где проходили соревнования, без помощи судей угадывали победителей с точностью до одной сотой балла. Откуда же взялась такая масса знатоков? Это все любители и сторонники прекрасного спорта. Одни из них посещают занятия гимнастических школ, другие собираются последовать этому хорошему примеру.
Гимнастика - один из самых древних видов спорта. Эллины с семи лет начинали физическое воспитание своих детей в гимназиях. Греки говорили: «Нужно сначала создать прочный сосуд, а потом уже вливать в него вино просвещения». И они мастерски умели создавать не только прочные, но и красивые сосуды. Греки разработали целую гимнастическую науку. У них была диетическая гимнастика, укрепляющая здоровье, эстетическая, развивающая красивые формы человеческого тела, военная, укрепляющая силу и ловкость, этическая, закаляющая отвагу и решительность.
Русский профессор Лесгафт, основатель науки о физической культуре, так объяснял увлечение гимнастикой в античном мире:
«Эстетическое развитие древних греков было настолько высоко, что они до сих пор служат нам учителями геометрии, поэзии, ораторства и пластических искусств, ваяния и строительного искусства. Понятно, что у народа, так увлекающегося эстетическими внешними проявлениями и гармонией форм, необходимо должно было возникнуть стремление содействовать развитию правильных форм у человека».
В средние века, когда человеческое тело считалось вместилищем всяких грехов, гимнастов сжигали на костре вместе с ведьмами.
Прошли многие годы, пака появился поборник «изворотливости», как называл гимнастику Фридрих Людвиг Ян. Он видел в гимнастике замечательное средство физической подготовки солдат.
В своей книжке о гимнастике Ян пишет: «Начиная с весны 1810 года, со мной отправлялись в лес и поле несколько учеников в послеобеденное, свободное от учения время - по средам и субботам. Число их все больше увеличивалось. По мере увеличения их числа предпринимались различные юношеские игры, а также простые упражнения... Весной 1811 года я открыл первую площадку для телесных упражнений в Заячьей долине».
Так в Заячьей долине, под открытым небом, появился первый в Европе гимнастический «зал».
Впоследствии от могучего ствола, взращенного Янам, ответвилась несколько ростков. Появилась гимнастика шведа Линга, а затем чех Милослав Тырш использовал учение Яна для своей системы. Так называемая сокольская гимнастика Тырша получила большое распространение во всех странах, в том числе и в дореволюционной России.
История гимнастики обширна... Но вернемся из глубины веков к сегодняшнему дню, к тем событиям, которые переживает снарядовая гимнастика. Они, пожалуй, еще интереснее и увлекательнее.
Очень популярен в нашей стране этот спорт, с помощью которого тренеры глину превращают в гранит: слабое человеческое тело - в могучее тело атлета.
Недаром с таким энтузиазмом встретила советская молодежь решение ЦК ВЛКСМ о проведении массовых соревнований комсомольцев по гимнастике.
Посетители московского стадиона «Динамо», заполняющие трибуны в дни футбольных матчей или легкоатлетических состязаний, и не подозревают, что в недрах стадиона расположен великолепный гимнастический зал.
Зал является как бы фундаментом стадиона. В этом большой смысл. Гимнастика - «фундамент» спорта.
Удивительную картину представляет этот зал в дни тренировки. Здесь, в школе молодых гимнастов, под одной крышей упражняются и семилетние ребята, и двадцатипятилетние мастера.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.