Восемьдесят пять лет назад, в ночь с 18 на 19 августа 1850 г., умер знаменитый французский писатель, один из создателей реалистического романа - Оноре де Бальзак.
Литературный путь Бальзака не был усеян розами. Всю жизнь его сопровождали нужда, неудачи, крупные долги и творческие провалы. Но он был твердо уверен в своем таланте и не только не бросал литературную деятельность, но, наоборот, проявлял исключительную работоспособность и творческую плодовитость.
Грандиозный цикл его романов и повестей (около 100 произведений) получил название «Человеческой комедии». По идее Бальзака, «Человеческая комедия» должна была дать «картину нравов» послереволюционной Франции, нарисовать жизнь всех сословий, всех общественных состояний. Бальзак в совершенстве изучил и описал городскую буржуазию, весь этот мир финансовых дельцов, биржевых спекулянтов и подонков большого города - мошенников, сыщиков, кокоток. Жажда денег и власти - вот главная пружина, приводящая в движение его героев.
Увидев себя в книгах Бальзака как в зеркале, буржуазия была возмущена и стала обвинять писателя в безнравственности и тлетворном влиянии на молодежь.
«Чтение Бальзака - вещь нездоровая и вредная. Влияние Бальзака на литературу так же плачевно, как и на нравы», - писал критик в известном французском словаре Ларусса.
Реализм Бальзака оказался вредным для буржуазии. Пролетариат всего мира высоко ценит этого замечательного писателя, с исключительной силой и мастерством показавшего разложение буржуазии.
Мы рекомендуем товарищам, не читавшим еще Бальзака, познакомиться хотя бы со следующими его романами: «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Евгения Гранде», «Цезарь Биротто».
9 августа 1896 г. при испытании новой модели планера трагически погиб «отец современной авиации» Отто Лилиенталь.
Лилиенталь первый правильно подошел к изучению аэродинамических сил, действующих на крыло, и личным примером доказал возможность скользящего полета на крыльях.
После ряда опытов Лилиенталь пришел к заключению, что для большей устойчивости планера в воздухе надо сделать две пары крыльев, одну над другой, и, кроме того, приделать к машине горизонтальный хвост. Построив такой прибор, он продолжал свои опыты, спускаясь с холма высотой в 15 метров. Встречный ветер поднимал его иногда выше вершины. Пользуясь рулем и балансируя всем телом, Лилиенталь разнообразил движения в воздухе. Снизу казалось, что он летает свободно, как птица, куда захочет. Но на самом деле это был лишь планирующий спуск. С 1896 г. Лилиенталь начал спускаться даже с 80-метрового холма, пролетая над землей со скоростью бегущего человека. Он уже придумал винтовой двигатель к своему планеру, как неожиданная катастрофа 9 августа оборвала его жизнь.
Аппарат Лилиенталя, на котором он совершал свои полеты, был привезен в Россию и хранится сейчас в музее Военно-воздушной академии им. Жуковского.
Он хранится в стране, где планерный спорт получил огромное развитие, и планеристы завоевали ряд мировых рекордов.
В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. в Лувр - резиденцию французского короля Карла IX - были вызваны старшина парижских купцов Шаррон и его помощник Марсель. Там герцог Гиз, ближайший советник короля, предложил им вопрос, на какое количество парижских граждан мог бы рассчитывать король, если бы он нуждался в их помощи. Шаррон обещал двадцать тысяч.
В тот период во Франции враждовали две партии: католики и гугеноты (французские протестанты). Последние под видом религиозного протеста выражали недовольство королевской властью, требовали восстановления старых политических вольностей и конфискации в их пользу церковных земель.
В 1572 г. обе партии заключили между собой мир. В обеспечение этого мира сестра французского короля Карла IX должна была выйти замуж за вождя гугенотов Генриха Бурбона. Но это было лишь ловушкой для съехавшихся на свадьбу гугенотов.
В ночь под «святого Варфоломея» (с 23 на 24 августа) события развернулись с лихорадочной быстротой. Городские ворота были заперты. Католики с белыми крестами на шапках и белыми перевязями на руках собрались под покровом ночной тьмы и под непосредственным начальством герцога Гиза напали на вождя гугенотов. Он был зверски умерщвлен и выброшен из окон своей спальни. Около 3 часов утра ударили в набат. Католики устремились к заранее намеченным домам гугенотов. Завязалась ужасная резня. В одном только Париже погибло около 2 тыс. человек. Кровавая бойня перекинулась в провинцию. Общее число жертв дошло до 30 тысяч, а по некоторым сообщениям, даже до 100 тысяч человек. Папа Григорий XIII приветствовал эту бойню, и католическое духовенство повсеместно служило благодарственные мессы.
Такова фактическая сторона одного из самых кровавых эпизодов религиозных войн XVI века, известного под именем «Варфоломеевской ночи».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.