Есть дружина в городе на Каме

опубликовано в номере №826, октябрь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знакомство с дружинниками Пермского завода нефтемасел началось необычно: нас пригласили на концерт художественной самодеятельности, среди участников которого не было артистов старше двенадцати лет. Сменяя друг друга, они выходили на сцену, читали стихи и сказки, пели веселые песенки, танцевали и даже разыграли одноактную комедию из жизни «двоечника». Их аудиторией была детвора, шумная и веселая, с завидной непосредственностью выражавшая свой величайший восторг... Дружинники и детская самодеятельность? Мы так и спросили у командира отряда Николая Русакова, который привел нас на концерт:

- Как же связать одно с другим?

- А просто, - с улыбкой ответил Русаков.-Все началось три года назад... Мы записали рассказ командира отряда.

- В то время, три года назад, в поселке нефтяников, где жили рабочие нашего завода, по вече-рам озоровали обнаглевшие бездельники, без зазрения совести горланили подвыпившие хулиганы, поплевывая на все, разгуливали стиляги... Это была городская окраина. Девятнадцать комсомольцев-дружинников начали борьбу за тишину и покой на улицах, за образцовый порядок, за красоту своего поселка. Их было вначале мало, но то, что могли они делать и делали, приносило большую пользу, и жители окраины стали с благодарностью говорить о ребятах с красными повязками на рукавах. Не раз дружинникам приходилось участвовать в опасных операциях. В отряде до сих пор вспоминают случай, когда Эрнест Полуянов и Георгий Герасименко задержали двух аферистов, специализировавшихся на присвоении чужих часов... Вспоминают и о том, как эти же ребята помогли милиции ликвидировать шайку воришек, растаскивавших общественное добро... Постепенно поселок преобразился. Притихли хулиганы, исчезли куда-то стиляги и бездельники. Однажды меня пригласили в партком завода.

- Маловато вас, - сказали в парткоме, хотя мы и сами уже не раз поговаривали о том, что отряду пора бы вырасти. - Дружинников должно быть больше раз в десять, но и цели отряда должны быть более широкими. Надо не только хватать за руку драчуна или останавливать пьяницу, надо заниматься воспитанием людей. Конечно, задача эта трудная, но решать ее нужно. Что думаешь, командир?

- Будем решать, - сказал я и в тот же день рассказал об этом разговоре в комитете комсомола. По всем цехам и отделам прошли собрания. В дружину выделяли самых лучших, самых активных общественников, пользующихся у товарищей авторитетом. Это было правилом, непременным условием, и пожалуй, только для одного человека мы сделали исключение... Как-то раз в штаб дружины пришла Валя Лебедева и попросила записать ее в отряд. Откровенно говоря, мы удивились: уж от кого, от кого, а от этой девушки меньше всего можно было ожидать подобного шага... Резкая, грубоватая, не особенно стесняющая себя в выборе слов, Лебедева не могла ужиться с людьми, переходила из цеха в цех, нигде подолгу не задерживаясь. Об этом знали все. Знали об этом и мы. Но мало кто знал, что совсем недавно Валя зашла к начальнику цеха смазок и попросила принять ее на работу. Этот цех боролся за звание коммунистического. Неизвестно, о чем говорили они с начальником, но из кабинета Валя вышла сияющей. Мы еще не знали об этом. И в штабе ответили Вале:

- Ладно, подумаем. Она не обиделась. Она терпеливо ждала несколько дней, а когда узнала, что штаб решил зачислить ее в отряд дружинников, тихо проговорила:

- Спасибо. Никто не ошибся в этом человеке - ни начальник цеха, ни мы. Не узнать в спокойной, выдержанной Валентине Лебедевой прежнюю взбалмошную Вальку, любившую пощеголять отчаянной лихостью... А что касается ее работы в отряде, то горе хулигану, который попадется на глаза этой дивчине! Так вот, несмотря на строгий отбор, дружинником стал каждый второй на заводе. Небольшой отряд вырос в целую армию! А вскоре в эту армию влилось не совсем обычное соединение: пионерский патруль. Надо было видеть, с какой гордостью шестьдесят мальчиков и девочек надевали красные повязки и как усердно помогали старшим товарищам на улице, во дворах, в клубе. Мы наметили большой план самых разных мероприятий, заручились поддержкой профсоюза и начали действовать. Конечно, по-прежнему каждый вечер уходили в наряд патрули, по-прежнему мы следили за порядком на улицах. Но главное внимание отряд стал уделять другому. В одном из самых больших дворов поселка выросла эстрадная площадка. Был создан своеобразный «летний театр». Вместе с зав-номом, с комитетом комсомола мы начали проводить вечера отдыха - с танцами, демонстрацией кинофильмов, концертами художественной самодеятельности. Вначале на каждом таком вечере дежурили наши дружинники: опасались дебошей. Но вскоре надобность в этом отпала. Никто не нарушал порядка. Здесь же, в нашем «летнем театре», стали проводить лекции. Аудитория собиралась большая - иной раз даже негде было сесть, потому что темы лекций вызывали всеобщий интерес. Каждого привлекали рассказы о международном положении и полете в космос, о вреде пьянства и поведении детей на улице. А по воскресным дням «летний театр» служил местом сбора рабочих завода, которые отправлялись на массовку, в туристские походы или на экскурсию в городские музеи. А сколько усилий направили дружинники на работу с детьми! В нашем ЖЭКе мы создали кружки «Умелые руки». Ребята перестали слоняться по улицам - теперь они занимались фотографией, мастерили модели самолетов, вышивали, что-то строгали, пилили, клеили... С большой охотой ходила детвора в культпоходы, встречалась со знатными людьми, посещала концерты. Словом, воспитание человека, борьба за высокие моральные качества людей стали главными во всей нашей работе. Вот почему так просто связывается сейчас одно с другим: дружинники и детская самодеятельность...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены