« Экспедиция « Смены»: Западная Сибирь – факты, проблемы, люди»

Сергей Заплавный| опубликовано в номере №1289, февраль 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нашлись в бригаде и шахматисты и лекторы-международники... О рыболовах, охотниках и говорить нечего.

Теперь в вагончик бригады зайти приятно – чистота, порядок. Машинист подъемника Иван Андреевич Марков шутливо предупреждает новичков:

– Ноги хорошенько вытирайте. Не в храм входите, но все же...

Хороший пример заразителен. Подражая бригаде Ильдуса, начали наводить порядок в своих вахтовых вагончиках специалисты и других подразделений промысла. А их на месторождении десятки...

Зимой в вагончике просторно – всего две вахты работают, семь человек вместе с мастером. Зато летом до шестнадцати жильцов набирается – четыре смены, да еще обслуживающий бригаду персонал. Бывает, особенно в паводок, без электричества сидеть приходится, еду согревать на паяльных лампах. Но и в такие дни Морозов не позволяет размагничиваться: в красный уголок или в жилой блок в грязной одежде, несмотря ни на какие обстоятельства, войти не даст. Порядок есть порядок...

И еще одно открытое комсомольское собрание по просьбе Ильдуса провел комсорг. На этот раз разговор пошел о бригадном подряде. Постановили: дневные вахты обязаны подготавливать фонд работ для ночных, так как находятся они в более выгодных условиях. Это раз. Второе: наряды на все вахты должны заполняться равноценно – независимо от того, нулевыми, подготовительными работами занимались ребята или основными. (В бригадах подземного ремонта скважин это уже введено. Но там и объем работы другой – сменить насосы, оборудование, изменить параметры станков-качалок – вот, пожалуй, и все. А у бригад капитального ремонта обязанности сложнее, многообразней, неожиданней. Как у дежурных «Скорой помощи».)

Бригадный подряд окончательно сплотил комсомольско-молодежную бригаду Ильдуса. Произошло нечто похожее на то, с чем нередко приходится сталкиваться капремонтникам, когда они обнаруживают неисправность в колонне подземных труб. К месту повреждения в таких случаях обычно закачивают цементный раствор, делают так называемый мост – цементную пробку, оставляют ее на ОЗЦ (ожидание затвердевания цемента; оно продолжается не менее суток), затем разбуривают... И труба, залатанная цементом, вновь начинает работать – даже лучше, чем прежде. ОЗЦ бригады длилось несколько месяцев, зато теперь она стала монолитом, которому не страшны никакие нагрузки...

Главный принцип: не чураться никакой работы – ни чистой, ни грязной. Конечно, чистой работы у буровиков не бывает: вечно измазаны нефтью, в цементном растворе, в болотной жиже. А раз так, настоящей работой они считают крупную работу. Например, когда, бывает, обрушивается подземное оборудование или падает в забой часть насоса. Для того, чтобы их извлечь, мастер по сложным операциям придумывает хитроумный зажим, каждый раз новый, и начинаются на километровых глубинах поиск, погоня...

Кто не испытал азарта, ответственности такого поиска, тот не сможет понять радости ремонтника подземных скважин, труд которого в нефтегазодобывающем управлении по праву занимает первую строчку «табели о рангах». Ведь от его расторопности и умения в первую очередь зависит ритм работы на промысле, нефтедобыча в целом...

Как раз перед отлетом Ильдуса в Москву выпала его бригаде чистая работа: подготовить к эксплуатации разведочную скважину, шесть лет назад давшую нефть. Вахта Морозова заготовила нужный объем жидкости, чтобы заглушить ожидавшийся выброс. И все же фонтан ударил неожиданно, раньше срока. Черная струя взметнулась выше кран-блока, прожгла мазутными пятнами сугробы в округе, залила редкий чахлый кустарник...

Ильдус на обед собирался, одной ногой уже на подножку машины вспрыгнул. Рядом с ним – старший инженер. Переглянулись. Без слов поняли друг друга: надо подождать, наткнется фонтан на газовую шапку и сам захлебнется.

Но фонтан и не думал утихомириваться. Даже на людей бывалых подействовал он устрашающе.

Не выдержал водитель ЦР-4, того самого «огнетушителя», который в случае выброса должен перекрыть путь нефти специальным раствором, – укатил прочь в неизвестном направлении,

И тогда Ильдус махнул Морозову.

– Давай сами!

И встал за пульт бурильщика. Не успел он подвести элеватор к план-шайбе – огромному металлическому диску с задвижкой, а комсорг уж тут как тут, подцепил крюк за патрубок, сделал отмашку: поднимай! Самое трудное – поставить диск на трубу, из которой хлещет нефть, и завинтить его. Но Морозову силы и ловкости не занимать: лезет в самое пекло, черный, только зубы да белки глаз видны. Поставил-таки план-шайбу на резьбу, сделал первый, самый трудный и решающий поворот...

Потом ребята с шутками-прибаутками помогали ему мыть голову соляркой, оттирали снегом, согревали у «буржуйки». А Ленька крякал от удовольствия и просил:

– Трите шибче! Чтоб до желудка брало!

Вот это и есть чистая работа. Грязная – когда приходится таскать бревна, мешки с цементом, варить раствор, мыть полы в вагончике»..

Не зря другие мастера завидуют Ильдусу:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены