Экспедиция на дно моря

А Згуриди| опубликовано в номере №449-450, февраль 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как известно, актинии живут в тёмных участках морского дна. Эти красивые морские животные, похожие на хризантемы, прикрепившись к камням, распускают свои цепкие шупальцы и так выжидают добычу.

В небольшом аквариуме мы с абсолютной точностью создали уголок морского дна и впустили туда любимую пищу актиний - маленьких рыбок.

Однако долгие часы беспрерывного дежурства у аквариума ни к чему не привели. Актинии, свернувшись в комочки ещё при расстановке электрических ламп, упорно не хотели распускать шупальцы. Легко было догадаться, что их беспокоил непривычный свет.

Тогда мы решили вызвать у актиний условный рефлекс - заставить их распускать щупальцы не в темноте, как это они привыкли делать в естественных условиях, а при свете. В течение трёх недель мы кормили их при сильном электрическом свете. За этот микроскопический отрезок времени актинии отказались от своих привычек и стали вести себя при свете так же, как совсем недавно в темноте.

Так удалось нам заснять актиний в момент захвата добычи.

Но примерно через месяц мы были свидетелями ещё более интересного явления. Мы взяли для съёмки тех же самых «дрессированных» актиний. Но как только включили электрические лампы, - актинии снова свернулись в клубочки. Оказывается, оставленные без внимания, они за это время снова привыкли к темноте и стали прятаться от света. Пришлось отложить съёмку и повторить уроки. И поразительно: на второй день актинии снова привыкли к свету, в то время как раньше нам потребовалось для этого около трёх недель.

Морской окунь оказывается хорошим актером

Секрет воспитания «актёров» был открыт. Мы запаслись большой «труппой», устроили для неё два специальных бассейна с проточной водой, по нескольку дней никому из «актёров» не давали пищи и только перед съёмкой начинали кормёжку в особых аквариумах при свете электрических ламп.

Так, с разной степенью усилий, мы засняли рыбок-зеленушек, султанов, сцену со звездочётом, морского петуха и много других представителей подводного мира.

Дошла очередь до одного из самых прожорливых хищников - морского окуня. Эта пёстро расцвеченная рыба забирается в густые заросли водорослей и оттуда стремительно набрасывается на свою добычу - обычно небольших рыбок, заплывших из верхних слоев моря.

Охота окуня - захватывающее зрелище. Подолгу, терпеливо подкарауливает он свою добычу, хищные глаза ни на секунду не отрываются от жертвы и следят за всеми её движениями. Наконец, стайка маленьких рыбок проплывает совсем близко. Одно мгновение - и рыбка оказывается в пасти хищника.

Мы постарались точно воспроизвести на экране всю эту картину. Нам хотелось не только показать самый процесс охоты, но и выявить «характер» хищника. И, кажется, нам это удалось. Морской окунь оказался «актёром» с выразительной внешностью и прекрасно исполнил свою роль...

Капризы ерша

Съёмки актиний, зеленушек, морского окуня и других обитателей моря потребовали много труда. Но ещё больше усилий и терпения пришлось потратить «а морского ерша. Эта малоподвижная рыба, еле отличимая от камней, оказалась самой капризной.

Несколько дней дежурства у камеры не привели ни к чему. Молодые рыбки - ставридки - спокойно плавали около ерша, много раз проплывали мимо его пасти, почти дотрагивались до неё и всё же не могли вывести его из оцепенения. Ерш оставался совершенно равнодушным к пище. Два оператора, дежурившие у аппаратов, изнемогали от усталости.

Мы уже считали съёмку безнадёжной. Но вот наш главный оператор попросил кого-то слегка ударить рукой по стенке аквариума, для того чтобы направить рыбку к его центру, где притаился ёрш. Рыбка быстро отскочила от стекла - и то, чего мы ждали в течение многих томительных часов, неожиданно свершилось. Ерш молниеносно рванулся вперёд - и рыбка исчезла в его пасти. Всё это произошло так внезапно, что после всех неудач застало нас врасплох.

Момент был пропущен. В ожидании, пока ёрш снова проголодается, мы должны были опять потерять, по крайней мере, дней пять - шесть. Но мы решили не прекращать съёмку. Заметив, что ёрш схватил рыбку в момент резкого движения, когда она была головой к его пасти, мы взяли новую рыбку и, приготовив оба аппарата, сверху - из руки - пустили рыбку на ерша.

Эффект был поразительный. Ерш схватил рыбку, как только она поравнялась с его пастью, и два аппарата одновременно зафиксировали этот момент.

Опыт с камбалой

Мысль о включении в фильм опыта с камбалой заимствована нами из замечательного труда академика Зернова. Всесторонне исследуя способность камбалы менять окраску тела в зависимости от цвета грунта, академик Зернов проделал много опытов и подробно описал их в своей книге по гидробиологии. И мы повторили два таких опыта. Съемка их, против ожиданий, не представила особых трудностей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены