Носить экологически чистую одежду становится модно
Все больше и больше дизайнеров выпускают эко-линии. Начиная от молодежных (Topshop, Н&М) и заканчивая люксовыми брендами (Hermes, Ralph Lauren). «Смена» решила разобраться, только ли идеология толкает дизайнеров на выпуск «зеленых» линий и что собой представляет экоодежда.
Первыми экодизайнерами, видимо, были пещерные люди. Производство одежды и обуви долгое время было экологичным - пока не появилось фабричное производство.
До конца двадцатого века никто и не мог подумать о том, чтобы снова ткать вручную, хотя отдельные случаи handmade в высокой моде отмечались. Первооткрывателем эко-style в мире моды считается Linda Loudermilk (2002 год). Причем под эко-style имеется в виду не льняная одежда а-ля поселяночка, а то, из каких материалов одежда сделана.
Для производства экоодежды используются материалы, полученные в результате органической переработки веществ растительного происхождения. Это сложный процесс - все ткани обрабатываются, собираются и шьются вручную.
Именно поэтому изготовление эко-одежды, в отличие от обычной, занимает много времени и сил. Несмотря на то, что, в среднем, на фабриках трудятся от 1000 до 2000 человек, экоколлекции, в основном, выходят раз в год. Поэтому дизайнеров, которые выпускают только такую одежду, можно пересчитать по пальцам. Это очень затратно и в плане производства. Например, в США завод, перерабатывающий водоросли, оценивается в 300 млн. долларов. Правда, как уже было сказано выше, все большее количество брендов обзаводятся хотя бы одной эколинией.
В основном, для экоодежды используются конопля и бамбук. Можно шить и из шерсти, а вот лен, который традиционно считают экотканью, невозможно сделать без «вредной» обработки!
Основной поставщик шерсти - Австралия и Новая Зеландия. Знайте: если на шерстяном изделии стоит маркировка «100% kbT Schurwolle», значит, овцы, «подарившие» вам свою шерсть, содержались в великолепных условиях: ели чистую, без пестицидов травку, не лечились антибиотиками и т.д. и т.п. Такая шерсть состригается только с живых животных, а вот в большинстве других случаев вам может достаться свитерок от, простите, дохлой овцы.
Главное отличие органического хлопка от обычного - отсутствие химической обработки при выращивании, а также ручная сборка урожая. На органических полях вместо инсектицидов используют натуральные «отпугиватели» - чеснок, перец чили и пр. Внимание! На вещах, сделанных по всем правилам этой технологии, должна содержаться маркировка «Organic Cotton».
Переработка бамбуковых стеблей и морских отходов впервые была использована в США. В основе - способ «замкнутого комбинированного цикла по газификации» (IGCC), который, как это ни смешно, применяется и для переработки нефтепродуктов (что по отношению к экологии имеет обратный эффект).
А еще экоодежду шьют из «веселой» травки - конопли. Вот только конопля для производства одежды не содержит наркотических веществ. Для текстильных изделий используют технические сорта конопли. Так же, как и хлопок, коноплю выращивают на полях, «подкармливая» исключительно чистыми, не содержащими химии удобрениями. Далее ждут, пока листья опадут сами, потом их собирают комбайны и на заводах получают сырье, из которого в дальнейшем получаются майки, кофты и пр.
Одежда из конопли способна поддерживать(!) нормальный теплообмен, в невыносимую жару это особенно актуально. Конопляная одежда способна задерживать до 95% ультрафиолетовых лучей! В этом вопросе ни одна ткань не может конкурировать с ней. К тому же, «коноплянка» обладает невероятной прочностью.
Самый большой выбор одежды из конопли - у бренда с говорящим названием «HEMP» (конопля)
Она не приемлет никаких отступлений от правил производства эковещей. Сырье, из которого шьется одежда под брендом Линды - хлопок, морские ракушки и водоросли, лен и бамбук, выращенные без добавления пестицидов, шерсть -овец, также выращенных на экологически чистом корме. Конечно, возникает резонный вопрос: как дизайнер может быть уверена, что обритая овечка питалась исключительно полезными продуктами, а переработанный цветочек не поливали химикатами?
Все очень просто. Линда сама (!) отдает все вещи на дорогостоящую органическую экспертизу! «Купив мою одежду, вы можете не только помочь природе, но и надеть на себя частичку Земли. Например, шарфик из переработанных ракушек и водорослей. Лично мне гораздо приятней носить такие вещи, чем те, что сделаны из синтетических материалов!» - говорит дизайнер.
Фабрики по переработке и изготовлению одежды Линды находятся в Перу. Таким образом, дизайнер заботится и о рабочих местах.
People tree – это британский филиал японской компании Fair Trade Company; организация, объединяющая пять экодизайнеров (Tsumori Chisato, Bora Aksu, Richard Nicoll, Sam Ubhi, Thakoon).
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.