В наши дни трудно найти человека, который ничего не слышал о космических частицах. В начале же века о них не знал никто. Однако уже тогда начали распространяться слухи о каких-то таинственных лучах. Все чаще в работах ученых проскальзывали сообщения о разрушенных атомах, якобы обнаруженных в воздухе.
Это были странные находки. Среди полноценных атомов в воздухе были замечены отдельные атомы с «ободранными» электронами. Как «обнажились» атомы? Кто виноват в том, что в воздухе появлялись очаги электричества?
Тогда еще было свежо впечатление от наделавших много шума невидимых лучей Беккереля. Радиоактивность была модой, ею пытались объяснить все непонятные явления. И очаги электричества в воздухе тоже приписали радиоактивности. Многих вполне устраивало такое объяснение – никакой таинственности, стоит ли еще этим заниматься!..
Вот тогда-то австрийский ученый Гесс и высказал парадоксальную догадку о том, что причиной разрушения атомов земной атмосферы является излучение, приходящее к Земле из космоса.
Что представляет собой это излучение, откуда оно исходит, из чего состоит, каков его характер, какие последствия, кроме ионизации воздуха, оно вызывает, – на эти вопросы в то время, в первое десятилетие нашего века, ученые ответить не могли.
Лишь постепенно, поднимаясь высоко в горы, посылая приборы на самолетах, аэростатах и, наконец, на ракетах и искусственных спутниках Земли, ученые многое узнали о посланницах космоса. Узнали, что состоят они в основном из протонов – ядер атомов водорода и частично из ядер других элементов, известных на Земле. Исследователям удалось установить, как распределены космические частицы в окрестностях Земли. Ученые теперь обладают ключом ко многим тайнам космических странниц.
Но... оставались вопросы, на .которые, казалось, нельзя ответить не. только в наше время, но даже в ближайшее столетие.
Где рождаются космические лучи? Откуда несутся они стремительным потоком?
Сегодня история изучения нового мира космических лучей делает ошеломляющий, удивительный скачок в мир абстракции, в мир чистой догадки, фантазии, блестяще предвосхищающий действительность. Подготовили его два молодых советских ученых – физик-теоретик В. Л. Гинзбург и астрофизик И. С. Шкловский, создавшие признанную во всем мире теорию происхождения космических частиц.
Гинзбург известен замечательными по глубине и прозорливости теоретическими разработками в области строения ядра и радиоастрономии. Но, забыв на время о других задачах, ученый засел за теорию происхождения космических частиц. А Шкловский, иногда неожиданно для коллег увлекающийся гипотезами, которые кажутся необычайными (кто не спорил, например, о его гипотезе искусственного происхождения спутников Марса!), заинтересовался еще одной: его увлекла тайна древней звезды.
Почти тысячу лет назад в созвездии Тельца вспыхнула новая звезда. Ее яркость была столь велика, что звезду видели даже днем. Старинные китайские и японские летописи подробно описывают это необыкновенное явление. Они отмечают, что «звезда-гостья» была в три раза ярче Венеры. Примерно через полгода звезда начала гаснуть и исчезла.
Откуда появилась новая звезда, почему исчезла, что случилось с ней? Это была неразрешимая тайна.
Чутьем талантливого ученого Шкловский понял, что вспышка древней звезды не просто образец дыхания космоса, но ключ к совершенно новому кругу явлений. Недаром он начал рыться в древних китайских и японских летописях, отыскивая в намеках неведомых астрономов, в их красочном, но наивном описании грандиозных космических катастроф разгадку мучившей его мысли.
А догадка заключалась в том, что звезда, исчезнувшая из поля зрения древних астрономов, должна иметь непосредственное отношение к происхождению космических лучей – тайне, давно волнующей умы исследователей. Теоретические соображения и расчеты подсказали ученому, что если на месте древней погасшей звезды произошла катастрофа, если звезда, разгоревшись вдруг ярким пламенем, взорвалась, то она должна была превратиться в газовую туманность, опутанную паутиной магнитных полей. Вещество ее разлетелось во все стороны с большой скоростью. Электроны, частицы легкие, не в состоянии были вырваться из плена магнитных полей туманности и остались блуждать в них, излучая радиоволны и свет. Протоны же, частицы более тяжелые и энергичные, преодолели силу магнитных полей туманности и стали космическими странниками. Они и должны составлять большинство частиц, которые мы называем частицами космических лучей.
Получив такой ответ теории, ученые взглянули на небо. Действительно, как раз в районе, указанном древними хроникам», мерцала еле видимая туманность, по форме напоминающая краба. Вот почему Шкловский жадно перелистывал пожелтевшие страницы, желая отождествить Крабовидную туманность с древней звездой и... боясь ошибиться! Бели теория верна, если действительно в глубине веков произошло то, что подсказало ему воображение, Крабовидная туманность должна быть источником мощного радиоизлучения.
В это время быстро входила в силу новая наука–радиоастрономия. Она обещала разгадку многих тайн Вселенной тому, «то овладеет шифром радиоволн, приходящих на Землю из разных уголков космоса. Радиоастрономия могла ответить и на загадку древней звезды.
– Мысль о том, что Крабовидная туманность может быть сильным источником радиоизлучения, возникла у меня еще в 1948 году, – рассказывает Шкловский. – В 1949 году в Крыму по моей просьбе была сделана попытка обнаружить радиоизлучение от нее. Увы... На имевшемся в обсерватории радиотелескопе наблюдения можно было проводить только тогда, когда источник радиоизлучения восходит над морем. По невезению место восхода туманности было закрыто горами, не хватало нескольких градусов по азимуту.
В том же 1949 году австралийцы обнаружили радиоизлучение Крабовидной туманности. Обнаружили случайно. Излучение оказалось неожиданно мощным.
Изучив наблюдения радиоастрономов, ученые окончательно уяснили судьбу древней звезды. Действительно, примерно 5 908 лет назад в небе произошла гигантская катастрофа. Невидимая глазу звездочка внезапно разгорелась ярким пламенем и взорвалась, превратившись в слабую туманность,. хорошо видимую в обычные телескопы. Пять тысяч лет шел сеет от места катастрофы до Земли и, достигнув ее в 1054 году, рассказал эту историю. Но в то время люди не были подготовлены к пониманию этого рассказе...
К счастью, кроме света, продукты взрыва звезды излучают радиоволны, которые в наши дни расшифрованы учеными. Эти радиоволны и поведали нам повесть о погибшем светиле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.