Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной
дано Души изменчивой
приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из
тьмы былого
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова
снова
Смотрела Струйская на
нас?
Н. Заболоцкий. «Портрет».
В истории искусства бывают периоды, когда первенствующее значение получает один из его жанров. Так, например, в русском искусстве второй половины прошлого века преобладает бытовая живопись, во французском искусстве того же времени у импрессионистов — пейзаж. Русское искусство XVIII века — расцвет портретной живописи.
И это не случайно. До петровской эпохи искусство было стеснено строгими рамками религиозных канонов, изображение человека и событий реальной действительности не было его задачей. Художник-иконописец должен был создавать идеальные, отвлеченные образы, чуждые «низменного», земного. Отныне же, в искусстве XVIII века, изучение человека, его характера, его душевных качеств становится основной задачей художников. Свое призвание они видят в утверждении человеческого достоинства современника и именно поэтому столь охотно обращаются к портретному жанру.
Портрет уже по природе своей должен содержать рассказ о человеке. Художнику надо не только верно схватить облик человека со всеми его внешними особенностями, но и дать нечто большее — показать внутренний мир изображаемого лица, иначе говоря, дать всего человека в одном его характерном мгновении.
Давно ушли из жизни люди, портреты которых писали художники прошлого, стала музейным достоянием культура того времени. Портреты для нас сейчас — безмолвные свидетельства былого. Но не только свидетельства. Они одухотворены побеждающей время силой искусства, извечным стремлением художников проникнуть в духовный мир человека.
Федор Степанович Рокотов, знаменитый портретист XVIII века, обладал этим даром. Он жил и творил в «век Екатерины». Им создана огромная портретная галерея представителей русского общества второй половины XVIII века. Он не был придворным художником, хотя ему приходилось изображать императрицу и ее сановников. Он не любил так называемые «парадные» портреты, его стихией был «интимный» портрет.
Современники звали Рокотова «славным» живописцем, любимцем «дщери Юпитеровой» (то есть Минервы — покровительницы наук и художеств). Происходя из крепостных крестьян, своим талантом, трудом он заслужил звание академика живописи.
Сейчас кажется странным, что до начала нашего столетия о русском портрете XVIII века было известно очень немногое. XVIII век считался переходным периодом между древним церковным искусством и новым, светским. О большинстве живописцев того времени было довольно смутное представление. Их считали выучениками иностранных художников. «Дворянский век» больше знали по его архитектуре, дворцам и паркам. И лишь в начале XX века на портретных выставках, где были впервые собраны забытые, почерневшие портреты из старых усадеб, произошло подлинное открытие — появилась портретная галерея, прославленная именами Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Но глубокое изучение этих мастеров началось лишь в советское время. К тридцати уже известным портретам Рокотова прибавилось более 200 подлинных и приписываемых ему произведений.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.