Дружили три товарища

Р Розова| опубликовано в номере №763, март 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

- При чем тут женитьба? Дом его сбил с пути, вот что! - вспылил я.

- По-твоему выходит, не надо иметь своих коттеджей, своих квартир, а жить в заводском общежитии и в личной собственности иметь один чемодан? А для чего ж тогда сейчас города в леса строек одеты? Для чего наше правительство дает трудящимся денежные ссуды, выделяет земельные участки, материалы? Ну - ка, ответь!... А задачи коммунистического общества к чему сводятся? К максимальному удовлетворению растущих потребностей трудящихся.

- Что ты мне политграмоту читаешь! - рассердился я. - Разве я против новых домов, квартир, коттеджей? Я против мещанства, понимаешь? Против того, чтобы в новый дом коммунистического общества тащить отживший хлам прошлого! Я против плесени!

- Ты, может, станешь у дверей коммунистического общества и будешь спрашивать каждого, есть у него право вступать туда или нет?

- Да, именно так! - подхватил я. - Вот Федора, например, я не пустил бы в новое общество.

- Наличники мешают?

- И наличники мешают, ежели они заслоняют в человеке все! Было время, я у Федора учился тому, как чистовые обработки детали производить, а теперь чему у него научишься? Рвачеству, желанию заработать лишнюю десятку, которую он приспособит для того, чтобы альфрейщики разделали ему стены дома «под орех»? А по мне так: чисто в Доме - и хорошо, и нечего свою рабочую совесть в угоду мещанскому уюту продавать. Федор же ее продает, и мы ему в этом помощниками стали! - Я передохнул и договорил: - Нет, те, кто осваивали целину и строили Братскую ГЭС, меньше всего тревожились и думали о наличниках. Местом их жилья была брезентовая палатка, крышей служило небо...

- Так что же ты предлагаешь, всех под открытое небо переселить?

- Я... - Но договорить мне не пришлось.

- Стойте, ребята. Сдается мне, что вы сейчас обязательно поссоритесь. - Это сказал Олег Рослов, сосед по общежитию. Олег работал электриком в силовом цехе, а по вечерам занимался в заводском техникуме, откуда, как видно, он только что пришел.

- Я ваш спор слышал, - сказал он. - Стоял возле окна и не хотел мешать: пусть, думаю, друзья поспорят. В спорах, говорят, истина рождается. А истина такова, что я на вашем месте давно бы во всеуслышание заговорил о Федоре Аршинове.

- О чем же, собственно? - вдруг спросил Гурген.

Действительно, подумал я, бывает же так, споткнется человек, круто свернет с прямой дороги, и это трудно не заметить. Но в жизни Федора Аршинова все как будто бы осталось на прежних местах. Его поведение не давало видимого повода для того, чтобы создать «персональное дело», вызвать парня на бюро. И в то же время Олег Рослов был прав: о таких, как Федор, надо говорить!

... Дом Феди Аршинова давно уже выстроен, и в нем, как и положено, отпраздновали новоселье. Но меня с Гургеном не тянет туда. Наоборот, у нас такое чувство, будто этот дом отнял у нас хорошего друга. Федя теперь редко появляется в заводском клубе, общественную работу забросил - все отговаривается одним и тем же:

- Некогда, братцы, сами знаете, дом отделываю!

Люся, наш шумливый, непоседливый «Вертолет», теперь что - то приуныла, а Федор говорит, что «бабье дело - сидеть дома, не бегать по цеху, я ее обязательно заберу с работы». Так и говорит «заберу», точно речь идет о каком - нибудь неодушевленном предмете.

Вчера, зайдя в кузницу, я случайно встретил там Федю и услышал, как он говорил старому кузнецу:

- Ты, Митрич, сделай мне чугунную решетку и две подковы.

- Зачем тебе все это, милый человек? - не понял Митрич.

- Подковы к порогу дома прибью для счастья, а дом без ограды не дом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нам с Ковальским непо пути

Обсухдаем статью «Плюшкин от культуры»