Большую радость и гордость испытываю я всегда за наших советских людей, которые непосредственно за станком или машиной, за кладкой кирпича или в аудитории передают свой опыт рабочим стран народной демократии.
Естественно поэтому, что я очень обрадовался, когда секретарь партийного бюро нашего завода тов. Зверев сообщил мне, что я включён в состав делегации деятелей культуры, едущей в Народную Республику Болгарию для участия в месячнике советско-болгарской дружбы.
В эти минуты я пережил очень и очень многое. Мне, молодому токарю, партия и народ оказали высокое доверие, поручив рассказать и показать болгарским токарям, как работают советские скоростники. Это большое доверие я обязан был оправдать.
В раннее осеннее утро 12 сентября с Внуковского аэродрома наша делегация вылетела в Болгарию.
На Софийском аэродроме нас встречало множество людей. Вдруг я слышу, как группа болгар спрашивает у члена нашей делегации мастера Александра Чутких:
- А где же металлист Чикирёв?
Тов. Чутких показывает на меня. Я вижу на лицах болгар какое-то минутное смущение. Они подходят ко мне, крепко жмут руку и говорят:
- Мы думали, что лауреат Сталинской премии Чикирёв - человек пожилой, а вы, оказывается, вон какой!
Первые два дня вся наша делегация знакомилась со столицей. Мы побывали в музеях, в парке, на народной выставке, возложили венки у мавзолея Георгия Димитрова и у памятника Василю Коларову.
Утром 14 сентября собралась вся наша делегация. Руководитель делегации академик Палладии сообщил, что с сегодняшнего дня каждый член делегации берётся за свою работу. Он выразил уверенность, что каждый из нас отдаст все свои знания и опыт нашим товарищам - болгарам. Нечего и говорить, что эти мысли владели каждым делегатом.
В тот же день я поехал на машиностроительный завод в город Димитрове.
Над аркой заводских ворот мы увидели большую надпись: «Механический завод имени Сталина». Проходя по цехам, мы видели, с каким энтузиазмом трудятся рабочие. Так же, как и у нас, на заводе везде висят «молнии» о лучших рабочих, стенгазеты и плакаты, призывающие к самоотверженному труду.
Токари, с которыми мне пришлось встретиться, обращались ко мне с одной и той же просьбой: «Покажите, как вы работаете на скоростных режимах».
Как-то я остановился у станка и стал наблюдать за работой токаря. Он обтачивал деталь на таких оборотах, на каких мы работали ещё в 1942 году. Я спросил его:
- Почему вы не увеличите обороты?
Он ответил, что пробовал, но резец не выдерживает.
Осмотрев резец (кстати сказать, оказавшийся советской марки), я убедился, что он заточен неправильно. Тогда я вынул из кармана резец нашей заточки, поставил в суппорт станка и посоветовал токарю увеличить обороты в два с половиной раза.
Когда я пришёл в цех назавтра, я увидел на лице моего нового приятеля счастливую улыбку. Резец работал уже вторую смену без переточки при 1 000 оборотов, тогда как обычно у него при 400 оборотах резец выдерживает не больше двух часов. Я оставил свой резец в подарок болгарскому товарищу.
На этом заводе было очень много резьбовых работ. Резьба нарезалась здесь резцом из быстрореза. Передо мной стояла задача научить болгарских друзей скоростным методам нарезки. Я взял в руки винт диаметром 70 мм, длиной 400 мм, с шагом 3 мм и спросил болгарских мастеров, сколько времени тратят они на нарезку этого винта. Мне ответили, что норма у них - 40 минут.
- Этот винт можно нарезать за 10 минут, - сказал я.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.