Решением ЦК ВЛКСМ семь тысяч воспитанников детских домов отдыхали в мае – июне по бесплатным путевкам в «Артеке» и «Орленке». Им была отдана вся первая смена.
Трудновато теперь придется шефам! Приходя в детские дома, школы-интернаты, они повсюду будут встречать мальчишек и девчонок, побывавших в «Артеке», «Орленке» в мае – июне 1984 года. Почему шефам будет трудно? Объяснение простое. Ребята познакомились с настоящими вожатыми, увидели и узнали, что такое настоящая педагогика. Так что теперь придется подтягиваться до уровня.
Утро в «Артеке» начиналось со своеобразной переклички. Изо всех лагерей – «Кипарисного». «Лазурного», «Прибрежного», «Горного», «Морского» – разносились голоса, усиленные мегафонами: «Радио – налево!», «Авто – направо!», «Друзья природы – вместе с Ниной Петровной вверх по лестнице!». Перечисление кружков, секций длилось весьма долго – «Артек» показывал все, на что он сегодня способен. Пожалуй, именно этот выбор, это обилие более всего поразили ребят. «Мы, конечно, и у себя в детском доме ходим в кружки, но у нас их всего три, – читаю в одной из анкет, – а тут – тут я даже сосчитать не сумел, сколько...»
А далеко от «Артека», но тоже на берегу Черного моря, во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» Юра Рузьков из Уссурийска склонился над чистым листом. Описывая детдомовскую свою жизнь, он не забыл рассказать о том, что есть у них свои мастера спорта (как им не быть, если ребята имеют возможность заниматься в секции борьбы, желающие упражняются в конном спорте), что они многому учились у тех ребят, которым довелось побывать в «Артеке». «Орленке» или «Океане». Раньше Юра. ясное дело. завидовал им. но теперь он сам за одну смену столько узнал!... Смена в «Артеке» и «Орленке» стала своеобразной точкой отсчета – теперь и другие лагеря (например. «Молодая гвардия» – лагерь Центрального комитета комсомола Украины) будут проводить подобные, да и «Артек» подумывает о том, чтобы они стали традиционными...
На одном педагогическом совещании довелось познакомиться с директором детского дома, который очень переживал, обнаружив, что из ста пятидесяти его воспитанников целых два (!) человека не могут найти себе дело по душе, хотя уж и двор весь заставлен спортивными снарядами и расписание занятий в кружках, секциях не помещалось на стене. Прав директор: два человека – это богатство, разбрасываться которым нет у нас ни малейшего морального права. Говорю это к тому, что нам бы не мешало сегодня позаботиться об организации внеклассной работы в каждом детском доме и школе-интернате. Их воспитанникам, недобравшим в раннем детстве знаний, умений, навыков, которыми с младенчества овладевает ребенок в семье, особенно необходима разветвленная система кружков, секций. Вести их могут комсомольцы – молодые рабочие, студенты. Может быть, для многих из них откровением окажется эта встреча с детским горем, которое все равно ведь горе, даже если вокруг чисто, уютно, даже если любящие воспитатели рядом... Этим ребятам как воздух необходимо общение – с ровесниками, с молодыми бойцами педагогических отрядов...
Кстати, о внештатных воспитателях. Например, руководители тюменского клуба «Дзержинец», имевшего помещение для работы с «трудными», но не имевшего воспитателей, решили кадровый вопрос быстро и по-своему элегантно: начали «сдавать в аренду» помещение свое молодежным клубам, театрам, объединениям. Денег не брали, лишь требовали, чтобы в деятельность этих клубов (театров, объединений) включались и подростки. Через считанные месяцы чего только не было в «Дзержинце»! Секция скалолазания, клуб эсперантистов, агиттеатр, поэтическая студия...
И хорошо бы каждый день – в каждом детском доме, в каждой школе-интернате – после уроков проводился «развод», похожий на артековский: «Радио – налево!», «Авто – направо!», «Кино – вверх по лестнице...».
Ребята, побывавшие в нынешнюю первую смену в «Артеке» и «Орленке», увезли особой на память подарки – часы. Наше шефство над детскими домами должно теперь идти по артековскому времени.
Апрельский Пленум ЦК КПСС и сессия Верховного Совета СССР одобрили «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Сейчас пора приниматься за работу, как говорят, засучив рукава.
Хочу подчеркнуть: качественный скачок вперед всей системы воспитания и образования не произойдет сам по себе, по мановению волшебной палочки. Разумеется, основная нагрузка ложится на плечи профессиональных педагогов. От их мастерства, таланта, инициативы зависит, какой быть школе дня сегодняшнего и дня завтрашнего. Я отношу это и к воспитателям детских домов, школ-интернатов. Нам нужны новые Макаренко, люди, беспредельно преданные детям. Но реформа накладывает новую ответственность не только на педагогов. Проблемы детских домов (недавние публикации «Смены» дают о них объективное представление) не решатся без самого заинтересованного участия комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов, общественности.
В Основных направлениях говорится о необходимости улучшать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах. Но не менее важно улучшать и психологический климат в этих учреждениях, больше внимания уделять каждому ребенку.
...В Международный день защиты детей мне довелось быть в «Артеке» свидетелем большого праздника. Участниками его стали тысячи юных хозяев пионерской республики. Помню, какой радостью светились лица обычно таких сдержанных на проявления чувств воспитанников детских домов! Давайте же все вместе позаботимся о том, чтобы сберечь в ранимых ребячьих душах это чувство радостной защищенности.
В дни этой необычной смены вожатые попросили ребят написать сочинение, рассказать о своих детских домах. Результат – несколько тысяч поразительных по своей искренности исповедей. Их нельзя читать без волнения. «Что такое добрый дом?» – спрашивает себя Светлана Огнивцева из вологодской школы-интерната № 3. И, пытаясь найти ответ, размышляет: «Это дом, где тебя любят, в тебя верят. Здесь тебя понимают, успокоят, когда тяжело, разделят с тобой радость и беду. Здесь от тебя нет секретов, в таком доме ты чувствуешь себя хозяином, бережешь его, стремишься к тому, чтобы он стал самым уютным, теплым, самым красивым...»
Мы можем, мы должны помочь этим детям. Надо сделать их дома, все детские дома страны по-настоящему теплыми. Сегодня комсомол прилагает для этого немало усилий. Сбор библиотек, активная деятельность педагогических отрядов и студенческих стройотрядов безвозмездного труда, ставшая традиционной неделя «Творческая молодежь – воспитанникам детских домов», книги серии «Подарок», которые издаются по инициативе писательской общественности, ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата РСФСР... Но можно ли ограничиться достигнутым? Ни в коем случае. Ибо как только ослабляются наши усилия, как только шефство пускается на самотек, мы сразу же теряем завоеванные позиции. «Знаем, что у нас есть шефы, но никогда их не видели» – такая фраза встретилась, к сожалению, не в одном сочинении. Значит, есть причина для тревоги.
По-прежнему остра в детских домах проблема кадров: не хватает
воспитателей, вожатых. Найти энтузиастов, которые с желанием пойдут на труднейший участок педагогического фронта, – дело комсомола. Опыт уже есть. В Казахстане, Удмуртской АССР, Московской, Ульяновской областях лучшие из лучших молодых педагогов направляются на работу в детские дома и школы-интернаты в составе педагогических десантов. Думается, что это начинание поддержат комсомольские организации страны.
Пусть дети, не ведавшие тепла отчего дома, будут согреты.
Мы все в ответе за них, за их будущее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
1945-1985. Живая память