Древний город Вщиж

И Евгеньев, С Смоляницкий| опубликовано в номере №544, январь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему Вщиж!

На крутом берегу Десны раскинулось небольшое село со странным названием - Вщиж. Своими яблоневыми садами да белыми домиками оно мало чем отличается от десятков других деревень, затерявшихся в густых Брянских лесах. И тем не менее это село особенное...

Первый раз Вщиж упоминается в летописи на пять лет раньше Москвы: в 1142 году.

В то время князь Всеволод Ольгович разослал своих соперников по дальним городам. Владимиру Давыдовичу Черниговскому достался Вщиж. В 1160 году, когда восемь князей осадили Вщиж, вщижский князь Святослав Владимирович отбился от них благодаря поддержке своего тестя, Андрея Боголюбского.

Но не только в летописи есть упоминание о Вщиже. Полтораста лет назад знаменитый историк и писатель Николай Михайлович Карамзин неожиданно получил письмо. Его прислал с оказией помещик - старожил села Вщиж, Орловской губернии. «В здешней стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удельного княжения, - прочитал в этом письме Карамзин. - Ещё доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также не мало медных крестов, икон, железной конской сбруи...»

Автора «Истории государства Российского» не могло не заинтересовать всё то, что он прочитал в этом кратком письме. Карамзин пытался восстановить историю города «особенного, удельного княжения», но в распоряжении талантливого исследователя были лишь отдельные строки летописей да короткое это письмецо. Всё, что Карамзин узнал о Вщиже времён князя Владимира Давидовича и его сына Святослава, он описал во втором томе своей «Истории». Но подробная история города ещё долго оставалась загадкой.

Таинственный курган, что «в самом селе и наполнен старинными кирпичами», с давних времён не давал покоя жителям Вщижа. Через несколько лет после письма Карамзину они сами попытались раскопать этот курган. Заступом и ломом разворачивали они груды битого кирпича. Внизу, под толстым слоем земли, крестьяне натолкнулись на развалины древней церкви. Под её руинами попадались бронзовые подсвечники, художественные подсвечники с эмалью. Особенно поразили всех бронзовые арки. Это были полукруглые решетчатые пластины. Их украшали тонкие узоры, крылья диковинных птиц. Кто и когда владел так искусно литейным промыслом? Этого крестьяне узнать не могли. Арки отправили в Москву, в музей. А там о них писали, будто построили их иноземцы. И только через сто лет, в 1940 году, лауреат Сталинской премии доктор исторических наук Борис Александрович Рыбаков прочитал древнерусские слова: «Господи, помози рабу своему Константину». Учёный доказал, что надпись была сделана сначала на восковой модели, по которой и отливалась арка. Стало ясно, что Константин был искусным русским мастером, жившим в XII веке.

Но профессор Рыбаков не остановился на этой догадке. Чутьё историка подсказывало ему: глубоко в земле, под домами и улицами нынешнего Вщижа, ещё дожидается опытного исследователя множество таких же памятников старины. Быть может, добравшись до них, удастся прочесть ещё не одну увлекательную страницу нашего славного прошлого.

Так, в 1940 году под руководством Бориса Александровича Рыбакова начались во Вщиже первые разведывательные раскопки. Война прервала работу экспедиции. Но в 1948 году она возобновилась с ещё большей энергией. А в 1949 году, после широких летних раскопок, учёный уже мог рассказать поучительную и интересную историю этого маленького древнейшего русского городка...

Экспедиция начала свои работы с исследования церкви, обнаруженной ещё в прошлом веке. На каждом шагу попадались интересные вещи. Рядом с церковью - развалины дома. В нём, среди самой различной утвари, мельничные жернова и обуглившаяся краюха пшеничного хлеба. Она пролежала в земле более 800 лет! По этим жерновам учёным удалось полностью воспроизвести древние мельницы.

Экспедиция обнаружила гончарную мастерскую, печь, где обжигались горшки.

Любая, даже самая незначительная, на первый взгляд, находка обогащала историков знаниями о прошлом. Так, например, учёные натолкнулись на большой дом. Вся его средняя часть была покрыта сгнившим деревом и медью. Очевидно, это был дом с медной крышей, а может быть, там была башенка или теремок, покрытый медью (терем «златоверхий»). В этом же доме учёные раскопали остатки печи, и, что самое интересное, в ней был дымоход.

До этого времени считалось, что в XII веке в древней Руси топили только «по - чёрному», без дымохода. Теперь это мнение было опровергнуто. Участники экспедиции долго любовались найденной в доме богатой утварью тонкой работы: это была искусно выделанная глиняная, стеклянная, бронзовая, медная посуда, железная позолоченная маска от шлема - личина. Все эти находки относятся к XII веку. Но теперь уже профессора Рыбакова интересовали более древние времена.

С 1948 года стало известно о поселениях на берегу Десны в эпоху каменного века. Об этом свидетельствовали курганы с каменными топорами.

Но какие славянские племена жили в этих местах? Какие у них были общественные и жилые здания? Оружие? Предметы быта?

Найти интересные славянские памятники эпохи язычества было давнишней мечтой многих русских археологов.

И вот однажды рядом со Вщижем, на лесном холме, удалось раскопать необычайное строение удлинённой формы. Бросалась в глаза одна особенность: в этом здании не было ни очагов, ни предметов быта, ни домашней утвари.

Найденные неподалёку орудия труда говорили о том, что это строение относится примерно к V веку до нашей эры. Может быть, здесь было жилое городище, значительно более древнее, чем Вщиж? Но почему же тогда вокруг этого как будто не жилого здания нет остатков никаких жилищ?

Этот нежилой дом огораживает частокол. А рядом, строго по дуге, через каждые полтора метра вырыты ямы. Через несколько десятков метров снова тянется длинный ряд таких же ям. Ямы н ряды расположены не симметрично. Значит, здесь не могли стоять столбы для навеса. Разнообразная питьевая посуда, ножи и пепел вокруг этих ям наводят на другую мысль.

(«Скорее всего здесь стояли деревянные идолы, которым поклонялись древние славяне, - решил Б. А. Рыбаков. - Ведь жертвоприношения сопровождались пиршествами - вот почему здесь так много питьевой посуды». Эту же мысль подтверждала очень интересная находка: сосуд с головой медведя. Известно, что у древних славян медведь был священным животным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Песня

Из романа «Золото»