«Дом разбитых надежд»

Ю Дерябин, В Совва| опубликовано в номере №637, декабрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

На тихой венской площади Эстеплац, окруженный заботливо подстриженными газонами, стоит высокий серый дом, отличающийся от соседних построек лишь небольшой табличкой с лаконичной надписью «Биржа труда молодежи>. С утра до позднего вечера вокруг этого неприветливого здания толпятся юноши и девушки. Толпа непрерывно увеличивается. Здесь не слышно смеха, не видно веселых лиц и сияющих глаз - всего того, что неотделимо от юности, молодости. Гнетущее молчание стоит над толпой, его лишь изредка прерывает сухой кашель или безнадежный вздох. Исхудавшие лица, понурые фигуры, изношенная одежда.

Время от времени в дверях биржи появляется чиновник и равнодушным голосом выкрикивает несколько фамилий. От толпы отделяются трое - четверо молодых безработных и торопливо входят в здание. Однако вскоре они возвращаются, и стоящие в очереди читают на их хмурых лицах один и тот же ответ: «Вакантных мест нет».

Вместо работы в доме на Эстеплац безработным молодым австрийцам предлагают заполнить специальную карточку безработного и терпеливо ждать. Ждать неделю, месяц, год... Недаром эту биржу труда в Вене молодежь называет «домом разбитых надежд».

Такие «дома разбитых надежд» можно видеть и в других городах Австрии - Зальцбурге, Линце, Санкт - Пелтене, Кремсе. С каждым днем увеличиваются картотеки бирж труда, растут бесконечные очереди безработных, большую часть которых составляет молодежь. Орган Австрийской компартии газета «Эстеррейхише фольксштимме» пишет: «Безработица молодежи стала национальной трагедией». Это не преувеличение: в стране, только по официальным статистическим данным, насчитывается более 100 тысяч безработных юношей и девушек. Огромную армию обездоленных недавно пополнили еще десятки тысяч молодых австрийцев, окончивших в этом году школу. Так, в городе Винер Нойштадт из 500 выпускников городских школ удалось найти работу... лишь 12. 488 юношей остались на улице. Им, как и тысячам их сверстников, некуда идти, не на что надеяться. Уже на пороге самостоятельной жизни их встречают голод и нищета, которым суждено стать их постоянными спутниками.

Но как бы тяжело ни приходилось безработным юношам, еще трагичнее положение девушек. Сотни молодых австриек предлагают свои услуги в качестве судомоек, официанток, уборщиц. Но даже и эту низкооплачиваемую работу найти невозможно. Чтобы заработать несколько грошей на кусок хлеба, девушки согласны на любую, даже непосильную работу. Что же им еще остается делать, если, например, только в одной Вене на 390 вакантных мест учениц в швейных мастерских, магазинах, конторах подали заявления более 3200 безработных девушек!

Итак, путь к работе и ученью для них закрыт. Зато открыт другой путь - увеселять пьяных посетителей баров и ресторанов.

Весной этого года усилилась деятельность различного рода правительственных комиссий, которые в поисках причины безработицы исписали горы бумаги и пришли к выводу, что в создавшемся положении виновата... сама молодежь (!).

Недавно, после различных проволочек, с многочисленными оговорками был принят так называемый «Закон о размещении молодых безработных». Льстивым восторгам буржуазной прессы не было конца. «В Австрии больше не будет безработной молодежи», - захлебывались реакционные газеты. Однако для восторгов не было никаких оснований» И молодые австрийцы вскоре убедились в этом. Шумно разрекламированный закон оказался жалкой подачкой, брошенной правительством безработным, чтобы создать видимость «заботы» о молодежи и успокоить общественное мнение. Это был вынужден признать даже министр социального обеспечения Майзель, заявивший, что работу получат не более 15 - 20 тысяч молодых австрийцев, то есть всего лишь 10 - 15 процентов всех безработных юношей и девушек. Остальным, то есть подавляющему большинству, правительство предложило ждать.

Но как же обстоит дело с теми счастливцами, которые после долголетнего ожидания наконец получили работу? Безвыходное положение молодежи используется предпринимателями, наживающими огромные барыши на горе и страданиях молодых австрийцев. Так, на фабрике электрооборудования в Зальцбурге, принадлежащей фирме «Ханс Шролль», молодые рабочие и подмастерья после тяжелого, кажущегося бесконечным рабочего дня должны мыть полы, копать огород, работать в хозяйстве владельцев фабрики. За это они не получают ни гроша. Малейшее недовольство - и неугодные рабочие выбрасываются на улицу. Хозяин фирмы хорошо понимает, что значит для молодого рабочего, с трудом нашедшего работу, вновь лишиться ее. Это известно и владельцам других предприятий, заставляющим молодежь работать по 11 - 12 часов в день, это знают и богатые домовладельцы, отказывающие прислуге в выходных днях.

За каторжный труд молодые рабочие получают гроши, которых едва хватает, чтобы сводить концы с концами. Мечты о покупке нового костюма, обуви, книг, летнем отдыхе остаются несбыточными. С каждым днем бешено растут цены и соответственно падает реальная заработная плата. Недавно одна австрийская газета поместила статью под заголовком «Полтора дня в неделю - без гроша». В статье говорится, что рабочий или служащий в этом году на свою заработную плату может купить лишь три четверти того, что он мог купить четыре года тому назад.

... Недалеко от Гринцингерштрассе - улицы роскошных вилл, утопающих в зелени, - расположены дома, которые окрестные жители называют «кладбищами бедняков». Здесь ютятся безработные, большей частью молодежь. Несколько старых деревянных бараков с прогнившей крышей. Ступеньки лестницы, ведущей к открытой входной двери одного из них, настолько ветхи, что ломаются под ногами. Воздух в длинном темном коридоре холоден и влажен, как в склепе.

В таких лачугах проходит юность тысяч молодых австрийцев, чей удел - бесплодные поиски работы, нищета, болезни. В современной Австрии нет места молодым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены