Договор трех

  • В закладки
  • Вставить в блог

Сам я двадцать пять лет проработал сталеваром, и становиться мастером в училище, если говорить откровенно, мне было непросто. Мой переход определили два момента. Первый: мне самому дало путевку в рабочую жизнь именно наше ГПТУ. Второй: училище очень нуждалось в опытных рабочих.

С самого начала столкнулся с таким положением, что группа, которую я принял, не имела во время практики постоянной связи не только с определенной бригадой, она была разбросана по трем цехам. И что же получалось? Мастер весь день мотался по этим цехам, по своим подопечным и, конечно же, нигде не мог организовать ни нормального обучения, ни нормального контроля. Ни один бригадир не нес вместе с мастером моральную ответственность за подготовку будущих рабочих.

Хотя и трудно было, но я свел практикантов в один цех. Теперь они все у меня на виду; налажен учебный процесс, установлена дисциплина. А договор с Гребневым повысил ответственность бригады за правильно организованную практику группы. С другой стороны, это имеет прямое отношение и к шефству моих учеников над классом: только хорошо подготовленная группа способна по-настоящему заинтересовать школьников.

В классе хорошо знают, когда наша группа занимает первое место в соревновании: в таких случаях мы берем билеты в кино и приглашаем своих подшефных. В театр вместе ходим. Может быть, вот такое неформальное общение с моими учениками больше расскажет школьникам о жизни училища, чем длинные лекции и агитация взрослых.

Дружба со школой заинтересовала наших учеников в том смысле, что они теперь сами готовят себе смену. Это ли не серьезное дело для молодого человека? Разумеется, если бы договор с классом имела одна наша группа, мы немногого смогли бы добиться. Но такие договоры имеют сейчас одиннадцать групп. После первых встреч сразу же началась практическая работа. Например. многие наши ученики ведут в школах различные технические кружки: то есть знания, полученные в училище, сразу передаются младшим товарищам.

Потом узнали мы такие тревожные цифры: в прошлом году училище приняло 360 человек, хотя желающих поступить было намного больше. Всех бы мы и не смогли взять, но дело не в этом. Многих абитуриентов забраковала медкомиссия. У них не было каких-то серьезных заболеваний, но к будущим металлургам требования очень высокие. Здесь не годятся, допустим, близорукие. Мы убедились и в том, что школьники мало двигаются, мало занимаются спортом...

Чем может помочь им училище? В договорах групп и классов есть пункт о совместных спортивных мероприятиях. Мы начали проводить соревнования по плаванию, стрельбе, другим видам спорта. Взялись и за то, что в договорах не записано: ученики ГПТУ ведут в школах спортивные секции – волейбольную, баскетбольную. Спорт – это серьезное дело в подготовке будущих рабочих.

Подрастая, школьники включаются в настоящую, серьезную работу. В прошлом году стройотряд «Смена» нашего училища впервые взял с собой на строительство животноводческого комплекса нескольких выпускников восьмого класса. Летом школьники на равных работали с нашими парнями, а осенью все поступили в училище.

Как видите, в отношениях со школой чувствуется определенный сдвиг к лучшему: школа уже не испытывает неприязни к ГПТУ. Конечно, не сразу к нам побегут лучшие ученики. Но если мы сумеем правильно воспитать одно поколение – со следующим нам будет намного легче.

Наверное, в нашем содружестве надо идти уже не вширь, а вглубь, искать новые формы совместной работы. В трехстороннем договоре есть конкретные пункты: сбор металлолома для цеха; работа на субботниках; посещение театров, кино; спорт; подробное знакомство с заводом и ГПТУ; работа без брака и повышение успеваемости... Но уже пора думать о том, как больше конкретизировать договор, иметь четкий план работы по отдельным разделам: «класс и группа», «бригада и класс», «группа и бригада».

Какие трудности возникают перед мастером группы? Первая – колоссальное количество различной «писанины»: дневник педагогического наблюдения; журнал производственной практики; план воспитательной работы на месяц, год, три года и многое-многое другое. Не говоря уже о том, что надо готовиться к каждому уроку. Если заниматься каждой бумагой, надо совсем забросить ребят. Уверен, надо пересмотреть количество заполняемых мастером бумаг и освободить часть его времени для действительно нужной, живой работы с подростками.

III. Класс

Ева Кацова, классный руководитель 8-го класса «А» школы № 66

…Шло обычное родительское собрание с обычным разговором об успеваемости в классе. Но в этот раз я решила попробовать изменить привычное течение разговора и несколько расширить его. Ведь мы работаем в конечном счете не ради оценок в дневниках детей, а для того, чтобы помочь им обрести себя в жизни. Справляемся ли мы с этой задачей?.. Наши дети знают многое, в том числе и о разных профессиях, но ведь надо еще формировать и направлять детское восприятие. Показать им реальную, «некнижную» трудовую жизнь – ту, что ждет их впереди. Поэтому и предложила родителям, поскольку большинство из них металлурги, ближе познакомить их детей именно с этой профессией. На том же собрании решили, что классу непременно надо встретиться с Иваном Никитовичем Панфиловским.

...Что нас поразило в училище, так это его техническая оснащенность. По правде говоря, многое из того, что имеет сегодня ГПТУ (одних видеомагнитофонов пять штук!), школе пока и не снилось... Из первых впечатлений запомнилось еще одно – внешний вид учеников Панфиловского: все подтянутые, в строгой форме, при галстуках. И выглядят более взрослыми, чем их ровесники в школе. (Уже после одной такой встречи «пугать» детей училищем было бы нелепо.) Иван Никитович и предложил: «Вы, ребята, видели в музее портрет Гребнева? Давайте и его подключим к нашему договору. Вы закончите восьмой класс, а моя группа уйдет на завод, и я буду набирать новую»...

Договор подписали на торжественной линейке в присутствии всей группы, класса, мастера, бригадира. А спустя немного времени на базе училища проходил первый Всесоюзный конкурс крановщиков металлургических предприятий. Мы были участниками открытия конкурса, были и на полигоне, где шли соревнования, выступили с приветствием на заключительном слете молодых рабочих.

Потом Панфиловский пригласил нас в мартеновский цех. Но это не было обычной экскурсией. Она началась с началом рабочей смены. В восемь часов утра в мартене нас встретила группа. Четыре часа мы жили атмосферой завода, видели весь процесс, – от загрузки печи до разливки стали. Ну, а группа в тот день особенно старалась, ведь работала на глазах у своих подшефных, как тут ударить в грязь лицом? Без суеты, четко, размеренно. Мои ребята вместе со сталеварами брали пробы металла – еще теплую сталь подержали в своих руках...

В классе у нас появился стенд, посвященный жизни бригады. Все последние новости, газетная информация о делах бригады – все находит свое отражение на этом стенде.

Как наше содружество влияет на школьников? Я это заметила по их сочинениям. Они теперь не просто пишут общие фразы: «Мне нравится профессия сталевара», – а рассказывают о тонкостях этой профессии. Но мы не хотим принуждать ребят к выбору одной определенной специальности; мы просто расширяем их кругозор. Трудно, конечно, пока говорить, что из ребят получится. Но меня радует такой факт: ученик говорит, что хочет быть врачом, и тут же добавляет: чтобы лечить рабочих завода.

У ребят все откладывается в сознании. Должна сказать, что если поначалу у меня и появлялись сомнения в пользе содружества – дескать, это вроде игры. – то они быстро прошли. Теперь я уверена, что мои дети в трудную минуту всегда придут на помощь товарищу; у меня нет проблем дежурства по классу, не бывает, чтобы кто-то не выполнил задание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены