Добро пожаловать

Алексей Владимиров| опубликовано в номере №1123, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Поговорим о музыке, - сказал Вячеслав Замычкин.

В данных обстоятельствах такое предложение показалось нам несколько неожиданным. Вячеслав, заместитель директора универсама на Волгоградском проспекте в Москве, показывает свое многоликое хозяйство, которое располагает к беседе совсем иного свойства. Впрочем, разговор о музыке тоже состоялся, только несколько позднее...

Универсам, о котором идет речь, построен совсем недавно. Он нов по своим строительным, а вернее будет сказать, устроительным принципам. Ощущения посетителей, впервые попавших сюда (каковыми, кстати сказать, оказались и мы), совсем непохожи на те, что испытываешь в большом, но традиционном магазине. Конечно, многому в этом содействует принцип самообслуживания, хотя сам по себе он не нов, но главное все же в самой, должен повторить, устроительной идее универсама. Здесь, по существу, снят барьер между торговой площадью и внешним миром. Это замечаешь еще на улице, подходя к магазину. Представьте себе большое просторное здание с прозрачными стенами, сквозь которые просматривается вся внутренняя торговая площадь. Четкие ряды стеллажей - прилавков, на которых открыто выстроен положенный для универсама ассортимент из полутора тысяч наименований различных товаров (не только продуктов, но и того, что называется «сопутствующим»), - все это окидывается взглядом еще с улицы и с успехом заменяет привычную, но, как теперь представляется, малоговорящую витрину в окнах. Войдя в магазин, покупатель настраивается на особый лад, зная уже, что ему не придется тянуться через прилавок, высматривая, что там выстроено за спиной продавца и какой кусок ветчины, нарезаемой в невидимых недрах прилавка, ему достанется. Преимущество, прямо скажем, немалое.

Директор магазина Борис Ефимович Чудновский подчеркивает, что процесс приобретения товаров в универсаме становится для человека удовольствием, а не утомительным, но необходимым занятием.

- Задача эта просто формулируется, но решить ее оказалось не так - то легко. Тут пришлось поломать голову и архитекторам и работникам торговли, прежде чем проектировать и оснащать новый магазин. Было время наблюдений, статистических выкладок, долгих раздумий, которые и свелись к окончательному выводу, что функциональность и эстетика столь же неразделимы и необходимы в торговом деле, как, скажем, и в современной архитектуре. Только у нас все складывается из мелочей, которые неспециалисту могут показаться попросту незначительными.

Шаг за шагом, с помощью наших гидов и собственных (теперь уже пристрастных) наблюдении мы начинаем понимать, какие «мелочи» решают огромную проблему - сделать удовольствием обыденную необходимость приобретения товаров. Проектировщики даже подумали, как согласовать «выкладку товаров» с привычными движениями покупателя, основываясь на том, что обычно человек берет товар правой рукой, а левой держит корзинку или катит специально оборудованную легкую коляску.

Коляски, в изобилии ожидающие покупателей у входа, отпивают велосипедным блеском. Впрочем, надо смазать, что, помимо своего прямого назначения - служить передвижной тарой для продуктов, - коляски выполняют и чисто «велосипедные» функции, оказываясь очень удобными для малышей, которых сажают на специальное откидывающееся сиденье. Мелочь ли!

Если это кому - нибудь и покажется малозначительной деталью (а мы убеждены в обратном), то вот и совершенно новое.

Дело в том, что цех приготовления и расфасовки продуктов в универсаме вынесен, если можно так сказать, «на зрителя». Все блещет чистотой. Готовят здесь аппетитно. Но - мало того: покупатель может регулировать этот процесс по своему желанию. Он видит, как в машину закладывают очередную голову сыра и острое лезвие вращающегося ножа с токарной точностью начинает нарезать и укладывать ровные как на подбор ломтики. Допустим, кому - то захотелось принести домой тот же сыр, но нарезанный иначе. Достаточно сказать об этом оператору (не знаю как по - другому назвать человека, работающего на этой машине), и легким прикосновением к регулятору он заставит машину «выдавать» ломтики сыра, какие вам заблагорассудится, - от толщины прозрачного листика до размеров самых произвольных.

Вряд ли кто - нибудь станет утверждать, что мы слишком избалованы техническими новинками в сфере обслуживания. В новом универсаме есть чему подивиться с этой точки зрения. И резальные, и фасовочные, и упаковочные машины - автоматы представляют собой то, что называется последним словом техники. Удовольствие доставляет просто смотреть, как работают электронные весы, которые не только взвешивают продукты, но и указывают, печатая на фирменной этикетке, цену с точностью до одного грамма. Согласитесь, что это не только красиво, но и удобно, потому что еще до окончательного расчета в конце магазина покупатель может соотнести цену взятых продуктов со своим сиюминутным бюджетом, а при желании и построить это соотношение иначе, и все это не торопясь, не задерживая ни себя, ни других.

Но едва ли не главным в отлично налаженной поточной системе универсама остаются так называемые «узлы расчета». Можно было бы заменить такой довольно скучный термин и сказать просто - кассы. Это звучит привычнее, хотя, как показывает практика универсама, нужно уметь отказаться от привычного, чтобы сделать таковым новое. Расчетные узлы (их в магазине пятнадцать) - это тоже новое, к чему, впрочем, очень скоро и с несомненной пользой для себя нам предстоит привыкнуть.

По времени, проведенному в магазине, расчет - самая продолжительная операция. Подсчитано, что в часы пик покупателю здесь придется задержаться на две - три минуты, не больше. Впрочем, и это время можно свести до минимума, если, скажем, вы пришли в магазин за пакетом молока или порцией сосисок. В таком случае к вашим услугам «касса одной покупки». Вам не придется, сетуя на несправедливость обстоятельств, стоять за тетенькой с полной коляской продуктов в ожидании своей очереди - «касса одной покупки» рассчитается с вами молниеносно. Однако и тетушка с коляской, нагруженной так, чтобы в ближайшую декаду не выходить из дома, не останется в обиде. Золотые руки (а здесь нужны именно такие руки) контролеров - кассиров, управляющие автоматическим аппаратом, сделают свое дело поистине с кибернетической ловкостью. Запасливая хозяйка не успеет подумать, как на чеке будет отпечатано: количество продуктов, общая сумма, купюра, данная покупательницей, и даже сдача, которая ей причитается. Так что, если в операциях с четырьмя действиями арифметики покупатель чувствует себя не столь уверенно, как в школьные годы, аппарат выручит его и из этого положения. А нарекания, которые мы иногда адресуем кассиру за невнимательность, здесь бессмысленны и, как говорится, не могут иметь места. Секретарь комсомольской организации универсама Таня Новицкая много времени уделяет рекламе.

- Возьмем хотя бы упаковку, - говорит она, - потому что реклама понятие широкое и упаковка его составная, но очень значительная часть. Нам пришлось проделывать такие опыты. Мы упаковывали мясо в полиэтиленовую пленку с чуть голубоватым оттенком, и мясо выглядело неаппетитно, покупатели проходили мимо. Положение получалось довольно нелепое: мясо хорошее, а покупатель упаковкой введен в заблуждение. Пришлось добиваться - и добились! - чтобы поставщики нам присылали чистую, бесцветную пленку. И что же! Это же самое мясо «пошло». Далее, через некоторое время выяснилось, что существует еще одна возможность более правильно информировать покупателя. Это свет. Да, самый обыкновенный свет. По проекту весь магазин освещается лампами дневного света, у которого есть, конечно, свои преимущества. Но проектировщики не учли, что не все продукты «принимают» этот голубоватый холодный свет, пришлось осветить некоторые прилавки обыкновенными лампами теплого света.

Таня Новицкая убеждена, что у рекламы есть еще сотни нераскрытых возможностей: что реклама, отнимая минимум времени у покупателей, должна быть не только точной, но и (что не менее важно) тактичной. Именно на этих основах родилась в универсаме новинка, которой пока не могут похвастаться другие магазины.

Исходили из того, что в последнее время появилось множество дотоле неизвестных пород океанической рыбы. Недоверие к ней покупателя вполне объяснимо незнанием ее возможностей. А между тем ученые и кулинары, изучив новые породы рыбы лабораторным и гастрономическим, так сказать, путем, нашли их не только вкусными и полезными, но и открыли возможности приготовления множества самых разнообразных изысканных блюд. Но чтобы все это вывести из лабораторной стадии и сделать достоянием многих, нужна реклама - умная, доходчивая и тактичная. Работники универсама убеждены, что реклама типа «повидло и джем полезны всем», к счастью, отжила свой век, а издающиеся теперь, но скучные проспекты об океанической рыбе тоже «стреляют» вхолостую, потому что не каждый станет читать и тем более вникать в то, что в рыбе имярек столько - то кальция, фосфора, железа и прочих элементов. Работники универсама решили поискать свой путь. И нашли.

Пока вы ходите по магазину, отбирая нужные продукты, вы услышите целую лекцию (здесь она называется скромнее: звуковая реклама об океанической рыбе. Вячеслав Замычкин (ему нет еще тридцати, но за плечами большой стаж работы в сфере обслуживания, кроме того, сейчас он оканчивает финансово - экономический институт) - так вот, Вячеслав собрал все имеющиеся данные о новых породах океанических рыб, опросил опытных кулинаров, составил и записал на пленку текст этой предельно доступной лекции. Не отнимая у вас времени, как бы походя, голос диктора рассказывает, например, о том, что рыба с неблагозвучным названием «скап» напоминает по вкусу озерного карася, к тому же отличается полным отсутствием костей, и, оказывается, из нее очень просто приготовить заливное, запечь в сметане или приготовить того же самого скапа жаренным во фритюре...

Конечно, статистически трудно установить психологический эффект такой рекламы (должно быть, в этом помогут конференции покупателей, о которых думают сейчас работники универсама), но ясно то, что глухим к такой рекламе вряд ли кто - нибудь останется. И не беда, что покупатели не видят творческой стороны работы сотрудников универсама, им важны результаты, и они есть.

На этом можно было бы поставить точку, но обещанный в начале разговор о музыке все же состоялся, и, возможно, окажется небезразличным читателям.

Нужна ли музыка в магазине! Если по принципу «крути» что попало, как это не очень редко бывает, - нет. А музыка все же нужна, решили в универсаме. Какая, когда и сколько - на этот счет у работников магазина есть, как, впрочем, и в других начинаниях, свое мнение. Идею подсказали комсомольцы универсама, они и начали проводить ее в жизнь. Решили, что утром из репродуктора, пущенного, конечно, не на полную мощность (что тоже нередко бывает в подобных местах), должна звучать медленная лирическая музыка - утром люди и без того полны энергии. Но через некоторое время, за дневными делами и заботами, они немного устают, и музыка в это время должна быть более оживленной. Вечером тоже будет звучать музыка, но теперь это уже джазовые мелодии - они помогают вечерним посетителям, идущим, как правило, после работы, забыть об усталости...

Быть может, в этом проекте, предложенном комсомольцами универсама, нет ничего неожиданного. Но в нем есть главное - забота о людях. Забота о том, чтобы прозаические необходимости нашего быта сделать удовольствием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены