Дни подполья

опубликовано в номере №395-396, ноябрь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Иван Туркенич был членом штаба и командиром подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне. В числе немногих молодогвардейцев ему удалось избежать ареста и расправы. Он перешёл линию фронта и в рядах Красной Армии стал сражаться с немцами. За активное участие в боевой деятельности «Молодой гвардии» правительство наградило Ивана Туркенича орденом Красного знамени.

Мы помещаем воспоминании Ивана Туркенича о подпольной работе комсомол Краснодона.

Летом 1942 года

Тяжелы были летние бои 1942 года. Части Красной Армии отходили, в ожесточённых схватках сдерживая бешено наседавшего врага. Силы были неравны, и нам приходилось оставлять наши города и сёла, родную украинскую землю.

В одном из боёв я попал в окружение. Несколько дней бродил по занятой немцами территории с одной мыслью: во что бы то ни стало прорваться к своим. Но мне не повезло. У линии фронта немцы схватили меня сонного и под стражей доставили в лагерь военнопленных.

Пять дней, проведённых в этом страшном лагере, я запомнил на всю жизнь. Кружка мочёного жита - вот всё, что я съел за это время. На шестой день лагерь стали перегонять на новое место, и я по дороге бежал.

От голода и усталости я совершенно обессилел. Теперь уже и думать нельзя было о переходе через фронт. И я решил: проберусь в Краснодон, поживу у родных, окрепну, а там будет видно, как действовать дальше.

В августе я уже был в Краснодоне. Здесь я рос и учился, вступил в комсомол, отсюда ушёл в армию. В небольшом городке меня многие знали, но никто не донёс немцам о скрывающемся советском офицере.

Гитлеровцы устанавливали в Краснодоне свой «порядок». Была создана управа, «биржа труда», введена полиция, приехала гестапо.

Сейчас же после прибытия гестапо начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых красных партизан, евреев. Всех их расстреливали. Тридцать шахтёров за неявку на регистрацию были закопаны в землю живыми...

В эти дни кровавого разгула гестаповцев и зародилась наша «Молодая гвардия».

О возникновении подпольной комсомольской организации я узнал не сразу. В народе появились рукописные листовки. рассказывающие об истинном положении на фронтах, и я понял, что здесь действует какая - то подпольная группа. Нужно было найти этих людей я связаться с ними. Но как это сделать? Осторожные расспросы знакомых и соседей ничего не дали.

Но вот однажды ко мне подошёл Анатолий Ковалёв и по - приятельски попросил зайти к нему на квартиру.

- Приходи вечером, захвати патефонные пластинки, - сказал он, - послушаем музыку, поговорим...

Я пришёл и пластинки принёс. Анатолий ждал меня, дома у него никого не было. Заговорили мы, конечно, о прошлом, о том, как жили до немцев, вспоминали разное, даже мелочи, которые теперь казались такими дорогими. Потом речь пошла о немцах, об их порядках, о событиях в нашем городе. Как бы случайно упомянул Анатолий о листовках, Я уже давно чувствовал, что и приглашение это и разговор весь неспроста, и насторожился. Сидим мы оба и гадаем: кто бы это мог листовки такие писать? И вдруг он спрашивает:

- А хотел бы ты быть с ними?

- Конечно, - говорю, - ищу их, да найти не могу.

Анатолий посмотрел на меня внимательно и говорит:

- В таком случае завтра будешь иметь свидание с одним из этих людей.

Так я связался с «Молодой гвардией». Через несколько дней я уже встретился с Олегом Кошевым, Ваней Земнуховым, Сергеем Тюлениным и другими товарищами. Почти всех их я знал давно, с некоторыми учился в школе. И они меня знали отлично.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Русская зима

Из романа о Радищеве