Немцы смогли разрушить Днепрогэс, но они не были в силах уничтожить память о нём - обо всём том, что он давал Советской стране. «Днепрогэс будет работать вновь!» - так поклялись ещё во время войны его строители, работники станции и энергетики Союза.
И вот уже почти два месяца Днепрогэс работает вновь. Не останавливаясь ни на минуту, вращается ротор турбины, принявшей на себя немалую нагрузку: пущенный агрегат развивает мощность в 72 тысячи киловатт. Героическое отношение восстановителей Днепрогэса к своему долгу дало блестящий результат: первый оживший агрегат колоссальной станции работает чётко, ритмично.
Пожалуй, самым замечательным является то, что станция не просто восстанавливается, а рождается заново, становится лучше, чем была. До разрушения мощность Днепрогэса составляла 558 тысяч киловатт, теперь она будет равна 648 тысячам киловатт. В год Днепрогэс даст стране на 100 миллионов киловатт-часов больше, чем до войны. А каждый киловатт-час электрической энергии позволяет получить 100 килограммов чугуна или 50 килограммов стали, добыть 75 килограммов угли, выпечь 88 килограммов хлеба, изготовить 10 метров хлопчатобумажной ткани, 2 пары обуви, получить 42 килограмма сахара и т. д.
Днепрогэс - это дешёвая энергия воды, бурлившей здесь с незапамятных времён, а теперь призванной служить человеку. До войны киловатт-час Днепрогэса стоил 0,5 копейки - почти в десять раз дешевле, чем на самых лучших современных тепловых электростанциях.
Необычайно удачно самое положение Днепрогэса в районе, богатом полезными ископаемыми, в плодородном крае, славящемся своими хлебами, скотом. И в то же время Днепрогэс - это одно из мощных электрических «плеч», на которые опирается промышленность юта нашей страны: электростанции Приднепровья, Донбасса, Ростова работают на одну огромную электрическую сеть. Когда одной из станций делается «туго» и она не справляется даже с нагрузкой только своего района, ей коллективно помогают другие, находящиеся от неё на расстоянии десятков и сотен километров. А когда у станции избыток энергии, она всегда находит применение её в общей линии.
Одиннадцать высоковольтных линий общей протяжённостью около 1500 километров связывали Днепрогэс с бесчисленными потребителями его энергии.
Девять мощных турбин Днепрогэса давали ток «Запорожстали», Криворожскому железорудному бассейну. Криворожскому металлургическому заводу, Никопольскому трубному заводу, марганцевым рудникам и множеству других предприятий.
Один за другим оживают знаменитые заводы юга, расширяются, увеличивают свою мощность. Возникают новые предприятия. И всем им необходима энергия Днепра, превращенная в электрический ток.
Днепрогэс нёс в украинские сёла новую, более высокую культуру сельского хозяйства. В электрифицированных колхозах Запорожской области колхозники при помощи электромоторов молотили, мололи, заготовляли корма для скота, орошали поля, огороды, сады.
В теплицах свет «Солнца Украины», как поэты назвали Днепрогэс, помогал выращивать невиданные урожаи овощей и фруктов. Доение коров при помощи замечательных электродоилок во много раз облегчало труд доярок, повышало качество молока, увеличивало удои. В 4 раза скорее колхозники стригли овец, работая электрифицированными машинками для стрижки.
Возвращающиеся к былой славе колхозы вновь требуют энергии Днепрогэса, необходимой для ускорения сельскохозяйственных работ, для повышения урожайности.
По генеральному плану электрификации сельского хозяйства Запорожской области, намечено электрифицировать 600 колхозов, 25 совхозов, 30 МТС и около 200 других сельскохозяйственных предприятий.
Борьба за Днепрогэс продолжается, а началась она ещё до его освобождения от немецких захватчиков.
Как в строительстве Днепрогэса, так и в его восстановлении активнейшее участие принимали и принимают комсомольцы. Не случайно турбина мощностью в 2800 киловатт, пущенная в канун Первого мая 1947 года, носит название «Комсомолка». Молодёжные бригады бетонщиков Полины Шило и Паши Коробовой отлично поработали на восстановлении плотины Днепрогэса.
Навсегда запомнятся имена тех героев - восстановителей Днепрогэса, - которые, презирая трудности, строили защитную дамбу из обломков бетона, чтобы защитить гидростанцию во время паводка, тех, которые пробивали лонные отверстия в плотине, чтобы понизить уровень Днепра в районе работ, монтировали и налаживали машины.
Замечательно проявили себя молодые специалисты. Это на них главным образом лежит руководство восстановительными работами. Из 276 инженеров и техников 263 человека получили специальное образование после Великой Октябрьской революции.
Так называют у нас Зуевскую районную электростанцию, созданную в годы первых сталинских пятилеток. И Зугрэс действительно была самой крупной тепловой электростанцией Советского Союза, основной энергетической базой угольных шахт, промышленных предприятий городов и рабочих посёлков Донбасса.
Несколько меньшая по мощности Кураховская электростанция была построена совсем недавно, накануне войны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.