Дневник пятилетки

опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

1. «Запорожсталь»

Некогда металлы делились на благородные и неблагородные. К благородным относились металлы, славящиеся своею неокисляемостью: золото, платина, серебро, палладий, рутений, иридий и т. д. Теперь это наименование устарело, потому что уже есть сорта стали, отличающиеся не меньшим «благородством», чем драгоценные и редкие металлы.

Давно прошло время, когда сталелитейные заводы не имели своего профиля; сталь сейчас изготовляется соответственно строгим, определённым требованиям заказчиков. И в ряду специализированных сталелитейных заводов особой славой пользовалась у рас «Запорожсталь» - завод высококачественных сталей. Тонок и лёток должен быть кузов автомобиля, но одновременно от него требуется очень большая прочность, нередко спасающая жизнь пассажиров в момент аварии. По всем дорогам Союза бегали автомашины из стали Запорожского завода, превращенной в тонкие, звонкие листы при помощи гигантского слябинга.

Завод «Запорожсталь» был создан героическим трудом советских людей. Подвиг стал его традицией, и в годину тяжкого испытания только подвиг коллектива спас уникальное оборудование «Запорожстали». В 1941 году враг прорвался к заводу, начался уже обстрел цехов. Аммонал, заложенный в главные узлы машин, уже казался страшной, неотъемлемой принадлежностью установок, только ожидавшей своего применения. Но, рискуя жизнью, рабочие, техники и инженеры продолжали оставаться в цехах, словно часовые у пороховых погребов. Советские войска отбили врага, и, пользуясь короткой передышкой, работники завода начали демонтаж оборудования. На шестнадцати тысячах вагонов выехал в глубокий тыл завод «Запорожсталь». И самоотверженность, проявленная в период эвакуации под огнём неприятеля, позволила быстро восстановить завод на Урале. Несколько сот тысяч тонн только броневых плит дал фронту этот завод.

IB неистовой злобе немцы взрывали завод, большой, как город, где один листопрокатный цех тянется на километр. Упорству созидателей немцы хотели противопоставить остервенение разрушителей. Но они оказались побеждены и здесь: завод «Запорожсталь» возвращается на старое место. В его восстановлении принимает участие буквально вся страна - Слово «Запорожсталь» сделалось боевым паролем строителей и всех других участников восстановления героического завода.

Внимание, забота и повседневная помощь товарища Сталина вдохновили строителей «Запорожстроя», которые взяли на себя обязательство выполнить годовой план к 7 ноября 1947 года. В июне должны быть введены в действие доменная печь и теплоэлектроцентраль, в июле начнёт работать слябинг, в августе - цех тонкого листа, в сентябре - цех холодной листоотделки, в ноябре - коксовая батарея.

Стахановцы «Запорожстроя» в своём обращении к товарищу Сталину пишут: «И каждый из нас с гордостью скажет: «Я возрождал этот завод, здесь вложена часть моего труда на благо родины, на счастье моего народа...»

Чтобы понять трудности, стоящие перед восстановителями «Запорожстали», надо представить себе гигантские масштабы завода и его оборудования. Слябинг - это машина гигантов, в год прокалывающая до миллиона семисот тысяч тонн металла. Двенадцать тысяч электрических «лошадей» запряжены в слябинг. 1250 электромоторов обслуживают другой стан, тянущийся на 500 метров. А это лишь часть хозяйства «Запорожстали». Есть здесь и домны и мартены; сюда будет приходить руда, чтобы уйти готовой продукцией - сверкающей высококачественной сталью.

И чтобы поскорее настал этот день, работники «Запорожстроя» трудятся с огромным вдохновением. Их не останавливает риск, если они чувствуют, что это должно дать большой выигрыш во времени, материалах, труде. Домна № 3 после взрыва мало походила на стройную металлургическую печь: она покосилась, осела. Демонтаж означал затяжку работ на много месяцев, и лауреат Сталинской премии инженер А. В. Шегал предложил смелое решение: разрезать домну поперек и придать верхней половине новое положение. Девятьсот тонн весила эта верхняя «половника», отрезанная по проекту инженера Шегала, но её приподняли домкратами с одной стороны и образовавшуюся щель закрыли стальными надёжными латками. Пять часов 35 минут потребовалось на всю эту работу...

Непрерывно орудуя деталями, весящими сотни тонн, инженеры и техники «Запорожстроя» разработали совершенно новые способы обращения с этими грузами. Телескопический подъёмник инженеров М. И. Недужко и Г. В. Петренко за восемь часов позволил поставить на место двухсоттонное перекрытие цеха, повреждение которого немцы считали абсолютно «неизлечимым»...

Монтировать как можно более крупными блоками, не тратя драгоценного времени на разборку, - вот лозунг «Запорожстроя». Соревнование в атом направлении развивается всё сильнее. Молодые рабочие, овладев техникой этого ответственейшего дела, уже перекрывают все нормы. Недавний ученик, а ныне бригадир, Василий Мельников выполняет ежедневно 170 - 180% задания.

Со всех концов страны - с лучших заводов - приходят известия о выпуске деталей, необходимых «Запорожстали». Всенародная задача - пуск гигантского завода, героически спасённого от захватчиков, - будет решена в срок.

2. Содружество стахановцев и инженеров

Страна узнала о важной инициативе передового технолога Кировского завода на Урале Александра Иванова. Речь идёт о его ценном предложении по усовершенствованию технологического процесса.

Александр Иванов разработал и осуществил новый метод резкого повышения производительности труда рабочих и увеличения мощности оборудования.

Высокую оценку начинанию технолога дал министр транспортного машиностроения тов. В. А. Малышев. В беседе с корреспондентом «Правды» он заявил:

«Сила передового технолога тов. Иванова заключается в том, что он прочно связан со стахановцами и ударниками, с мастерами, является первым помощником рабочих, стремящихся поднять производительность труда».

Далеко не случайно, что передовая техническая мысль советских людей направлена сейчас именно на то, чтобы в любой отрасли народного хозяйства резко повысить производительность труда. Не случайно потому, что в этом как раз и заключается та основа, которая гарантирует вам досрочное выполнение пятилетнего плана. Вот почему и на первомайских знамёнах среди других был написан и такой боевой призыв Центрального Комитета большевистской партии:

Рабочие и работницы, инженеры и техники! Овладевайте передовыми методами производства! Неустанно повышайте производительность труда!»

Нельзя не видеть прямой связи между начинанием стахановца московской фабрики «Парижская коммуна» Василия Матросова, по инициативе которого началось широкое движение за разработку и внедрение общецеховых планов стахановских методов труда, и предложением технолога Иванова. В прямой связи с этими начинаниями надо рассматривать и обращение ленинградцев, положившее начало Всесоюзного социалистического соревнования в честь тридцатилетия советской власти.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены