Дискотека в лицах

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1341, апрель 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Разный подход к решению одной проблемы, одной задачи, стоящей в своей основе перед дискотекой. Развлекая – просвещать.

Валерий Минеев, заместитель директора Молодежного центра. Лет пять – семь назад, когда только начали появляться первые дискотеки, они создавались людьми, имеющими определенную музыкальную подготовку.

Как и ко всякому новому, модному, так и к дискотеке ринулись все, как говорится, без разбора. Помните, что произошло с ВИА, когда в руки во многих случаях взяли инструменты молодые музыканты, которые не имели даже отдаленного знакомства с нотной грамотой? И ведь они вышли на эстраду, пусть самодеятельную, но имеющую уже свою аудиторию, стало быть, почитателей, единомышленников, а иногда, увы, даже подражателей. И это не тот случай, когда подражают лучшему из лучших. А наоборот – худшее плодит худших. Так и распространился по стране доморощенный ансамбль, в основе которого не было ни культуры, ни музыкального образования, а, к сожалению, только огромная претензия во что бы то ни стало завоевать статус профессионалов.

Пожалуй, то же грозит и дискотеке. Ведь она – привилегия молодых. А в этом возрасте так трудно оставаться только потребителем. Появляется естественное желание самому присутствовать не только в кругу танца, но и участвовать в рождении этого почти театрализованного действа.

И забывается при этом, что сюда, к пульту, нельзя приходить налегке. Без знаний, без музыкальной культуры, без жизненного багажа... Без четко выработанных нравственных критериев отношения к современному музыкальному процессу. А так... Так можно трястись и кричать, утопая в звуковом и световом море. Разве не видим мы такое в некоторых «дискотеках»?

...Работу в Молодежном центре ребята начали со знакомства с уже существующими дискотеками. Ездили по стране, присматривались. Что нравилось – принимали, что коробило – отметали сразу. Но брали на заметку, чтобы не повторить ошибок.

Долго не могли забыть одну дискотеку в крупном промышленном центре. Сидящую за столиками, расправляющуюся с бифштексом публику и на этом фоне – песни Окуджавы; а ведущий, рассказывая о творчестве поэта, тщетно старался привлечь внимание едоков. Зачем было совмещать несовместимое? Еда плюс музыка – это уже ресторан. Здесь свои правила, свои законы.

– Когда нам предложили провести программу в одном из кафе Казани, мы не стали отказываться, – рассказывает Владимир Грицких, ведущий дискотеки. – Хотелось выяснить для себя, что привлекает ребят в таких вот дискотеках в первую очередь. Вначале я как ведущий давал возможность публике спокойно заняться едой. И терял внимание, интерес аудитории. Порой казалось даже, что мой рассказ о певцах, ансамблях, музыке раздражает зал. Я становился совершенно лишним, ненужным.

В следующий вечер я резко менял программу. Как только ребята переступали порог кафе, не давал им возможности даже присесть. В «бешеном» ритме начинал дискотеку. И мы убедились, что молодежь отдавала предпочтение все же информации, новым записям.

Решили строить дискотеку, учитывая положительный опыт и ошибки других, по-своему. Вначале единодушно отказались от столиков с едой... Но, как выяснилось впоследствии, для дела необходим урок не только чужих, но и собственных ошибок. Не удалось их избежать и Молодежному центру.

Дискотека состояла из двух частей: тематическая и танцевальная. Сначала шел разговор о каком-нибудь певце или, например, направлении в музыкальном мире, а затем уже танцы. Очень скоро выяснилось, что вторая часть вечера более притягательна и пользуется большим вниманием у молодых.

Они честно приходили к началу и сидели в холле, терпеливо дожидаясь, когда ведущий дискотеки закончит запланированный разговор перед единицами истинных ценителей современной музыки. Это было обидно. Во-первых, твой труд, старание, твоя жажда поделиться и знанием и опытом растворяются в полупустом зале. А во-вторых, получается, что ты ведешь разговор только с теми, кто и без тебя все это знает.

Тематическая программа превращалась в навязчивое и неинтересное приложение к основной – танцам. Тогда пошли на эксперимент. Резко разграничили танцевальные и тематические вечера. Тематическую программу проводили в концертном зале Центра. Сидя в креслах и зная заранее, что танцев не будет молодежь, казалось, на одном дыхании воспринимала двухчасовую программу. Свободных мест не оказывалось. В фойе, под дверью зала, собирались те, кому не досталось билета. Стояли, слушали музыку, рассказ ведущего...

Почему так произошло? Видимо, сказался психологический момент. Ведь, как правило, настраиваешься на что-то определенное: или на серьезный разговор, или же идешь «поскакать».

Так в Молодежном центре родился своеобразный диско-театр.

– Тематическая программа всегда рождается долго. Сопряжена с огромными нервными затратами, – рассказывает Игорь Колобаев, инженер, режиссер и сценарист дискотеки. – Идея ее вначале должна согреть и проникнуть в сердце. Это же не театр, когда хочешь не хочешь, а должен работать. Ведь самодеятельное творчество в первую очередь подразумевает интерес.

Сейчас появилось много советских ансамблей, и довольно-таки интересных... «Карнавал», «Автограф», «Круиз»... Оригинальные, яркие, самобытные коллективы. О них интересно рассказывать. Их музыку – многие из них сами сочиняют – интересно пропагандировать.

К зарубежным группам у нас особый подход. В последнее время появилось прямо-таки обилие всевозможных стилей. И в некоторых молодых головах образовалась мешанина из имен и названий. Что огорчает, зачастую ребята не вникают в содержание понравившихся песен, не понимают их социальной подоплеки, не задумываются, что из себя представляют их кумиры. Кстати, зачастую искусственно созданные. С популярностью, раздутой до вселенских размеров.

И мы переводим текст «балдежных» песенок. И часто содержание их чудовищно. Показываем слайды и фотодокументы. И рассказываем, что стоит за каждой конкретной группой.

Дискотека при Молодежном центре быстро стала популярной. О ней заговорили. Появилось много желающих попасть сюда. Эта вот популярность и испугала организаторов. Они считали: зачем такой огромный приток в зал, который, собственно, и рассчитан на малое количество мест – всего сто двадцать. Теснота и толкотня всегда приводят к хаосу, мешают ведущему держать зал на определенном эмоциональном накале.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены