Казань. Молодежный центр. Полутемный зал, расцвеченный огнями. Резкие, неожиданные блики «выхватывают» из темноты танцующих. Сверкает пульт аппаратуры. Множество рычагов. Кнопок. Стереофонические наушники – как шлем космонавта. Человек за пультом – маг – кажется, только легким жестом приводит в движение собравшихся и только одним словом управляет эмоциями зала. Дискотека...
Катя Кузнецова, учащаяся ПТУ. Дискотека для меня скорее всего клуб. Место встреч, знакомств, общения...
Соня Климова, ее подруга (перебивая). Ну уж нет. Сейчас во время танца необязательно выбирать себе партнера. Каждый танцует в одиночку. Сам по себе. Какое уж тут знакомство. Для меня дискотека – музыка. Новые ритмы, новые течения, направления... Такое ощущение, что они появляются ежеминутно. И как-то быстро умирают, уходят, уступают место «новой волне». Разобраться во всем этом самой трудно. Вот и прихожу сюда.
Валера Каримов, школьник. А куда еще пойти?
Дискотека... Современная техника и современная музыка. Демонстрация последней эстрадной моды, споры о важном и просто разговоры ни о чем. Но еще большая организаторская работа тех, кто приглашает молодежь отдохнуть, послушать музыку, потанцевать.
«Мы все сделали здесь своими руками, – говорят активисты дискотеки. – Интерьер, светоустановку, даже пульт аппаратуры сами собрали. Когда-то в этом помещении проектировался тир. Но так и не прозвучало ни одного выстрела.
Нам повезло. Не пришлось арендовать ни кафе, ни рестораны и чувствовать себя при этом «бедным родственником». Скитаться по случайным помещениям случайных организаций.
Руководители Центра и обком комсомола оперативно решили вопрос о помещении. И Центр – дворец молодежи, самое любимое у молодых людей место – стал нашим домом».
...Когда-то Казань славилась студенческим театром миниатюр при авиационном институте, лауреатом многих всесоюзных конкурсов. Любительский оркестр театра достиг такого высокого мастерства, что после его распада некоторые музыканты стеши профессионалами и сейчас работают во многих оркестрах страны. В 1975 году группа бывших студентов авиационного института, вспомнив некогда знаменитый оркестр, решила провести в клубе КАИ вечер, посвященный негритянскому музыканту Скотту Джоплину, игравшему в стиле «регтайм». Учитывая, что мало кто из молодых знал творчество Джоплина, и чтобы показать более полно обстановку, ту атмосферу, в которой жил и работал музыкант, ребята решили на фоне джазовой музыки и рассказа о нем проецировать слайды. Наверное, это была самая первая, еще примитивная форма тематической дискотеки.
Успех того вечера превзошел ожидания. Все было ново, необычно и, главное, увлекательно.
В клуб авиационного института стала приходить молодежь – предлагала свои идеи, новые программы. Появилась мысль: а почему бы не проводить подобные вечера не только с определенной тематической программой, но и с танцевальной. Рассказывать о новых современных течениях, стилях, а заодно и показывать модные танцы.
Возникли разногласия. Зачем серьезным. солидным людям – к тому времени некоторые бывшие студенты уже стали кандидатами технических наук – вдруг переходить на танцы. Несерьезно, считали иные и приводили веский довод: основная задача клуба – пропагандировать советскую и зарубежную музыку. К каждому выступлению перерываем горы литературы, переводим материалы почти со всех европейских языков, изучаем и записываем классическую музыку, штудируем искусствоведческие статьи. Так при чем же здесь танцы?
– Но была и другая точка зрения, – вспоминает Игорь Зисер, кандидат технических наук, ведущий дискотеки Молодежного центра. – К тому времени дискотеки приобрели массовый характер, молодежь потянулась к ним. Появилась возможность вести разговор о современной музыке вообще, а не только об одном ее направлении. Переходить на другую качественную основу. И принести в танцевальный зал накопленную информацию, музыкальную культуру; даже наше знание техники могло пригодиться.
Когда при Молодежном центре открылась дискотека, многие участники клуба перешли сюда.
Михаил Каневский, преподаватель, ведущий дискотеки. Если у человека нет ни слуха, ни голоса, а только желание петь – он поет. Чаще всего дома. Терзая порой родных и близких. Но такому человеку и в голову не придет при всей «любви к вокалу» появиться перед публикой.
Принято считать, что самодеятельность не требует специального образования, профессиональных знаний. Лишь желание... Конечно, это досуг, свободное время. Все верно. Но если «выходить на аудиторию», одного желания мало. Необходимо умение. Мастерство. Самообразование постоянное. Так и в дискотеке. Взять в руки микрофон просто. А вот заинтересовать, поделиться мнением, отдать знания, информацию!.. Зажечь зал своей увлеченностью! Это-то и сложно. Потому что требует от человека неординарности, глубоких знаний, умения правильно ориентироваться в море музыкальных направлений.
Леонид Толовенков, сварщик, слайдоператор дискотеки. Дискотека не смесь кафе, бара и музыки. И не модернизированная танцплощадка. В первую очередь – учреждение культуры.
Создается она люоителями – людьми, самозабвенно любящими музыку. И вот доступностью, пожалуй, эта новая форма досуга и проигрывает. Нет завода или фабрики, Дворца культуры или клуба, где бы не создавались дискотеки. Даже в общежитиях, даже в школах. Все они, конечно, разные. И дело не в том, что у кого-то качественнее аппаратура, поновее записи, более выигрышные слайды.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.