На небольшой, грубо сколоченной полке стоят глиняные статуэтки. Их около двадцати. Когда осматриваешь эти фигурки, то невольно замечаешь, что все они имеют между собой что - то общее. То повторится поворот торса или ног, то взмах руки одной фигурки напомнит взмах руки другой. Это эскизы, наброски, или, как говорят скульпторы, «нашлёпки». Здесь начало лепки.
У стены возвышается двухметровая скульптура девушки - физкультурницы. Это дипломная работа студента Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова Юрия Яковлева. От первых опытов до диплома скульптором пройден сложный путь.
В 1940 году Юрий поступил в Центральное художественно - промышленное училище!. Однако учёба была прервана войной. Но даже и тогда, в дни боёв, нет, нет, да и потянутся руки к стенке землянки, наберут глины и вылепят фигурку солдата, устремлённого всем телом вперёд или бросающего гранату...
Потом - Московский институт прикладного и декоративного искусства, Художественный институт имени В. И. Сурикова.
На пятом курсе Яковлев стал сталинским стипендиатом. В работе Юрию помогала дружба с живописцами Владимиром Некрасовым и Юрием Гусевым. Втроём они готовились к экзаменам, вместе решали творческие задания. Когда Яковлев приступил к разработке дипломной темы, живописцы не остались в стороне. Они с Юрием ходили на стадион, делали зарисовки физкультурников. Эти рисунки помогли скульптору в решении замысла.
Летом 1951 года Яковлев выезжал на практику в Таллин.
«Будни порта» - так называлась тема практики. Юрий надолго уходил в порт. Знакомился с рабочими, моряками, беседовал с ними. Его внимание привлёк начальник механизации порта Диваков, человек с запоминающимся, энергичным лицом. Яковлев, как всегда, пошёл по пути психологического раскрытия образа. Он изобразил Дивакова сидящим за рабочим столом, задумавшимся над планом реконструкции порта. Этот портрет был принят на Всесоюзную художественную выставку.
Позднее Яковлев вылепил портреты смеющейся девушки, водолаза, старого артиста, фигуру боксёра.
И вот физкультурница. Всматриваясь в неё, убеждаешься в тщательности отделки и выразительности каждого штриха. Рука, легко и свободно взлетевшая вверх, застыла в воздухе. Едва заметное напряжение чувствуется а мышцах полусогнутых пальцев, в мускулах предплечья, в изгибе торса, подавшегося вперёд. Сосредоточенный, но спокойный взгляд девушки устремлён на часы. Она следит за секундной стрелкой. Сейчас будет подан сигнал... И сразу представляется беговая дорожка заводского стадиона. Несколько юношей и девушек, пришедших сюда после работы, замирают на старте. Сигнал - и они срываются с места...
- Ну вот, теперь другое дело! - сказал при последнем осмотре статуи физкультурницы народный художник РСФСР Н. В. Томский, руководитель дипломной работы.
Юрию было понятно, какой смысл вкладывал профессор в слова «вот теперь». Он долго не мог наиболее верно передать движение сигнальщицы. Кроме того, в вариантах не были найдены пропорции тела. Сделать то и другое помог Николай Васильевич.
- А я, признаться, сомневался, - добавил профессор, - сможете ли вылепить эту фигуру в таком большом размере за короткий срок. И, помнится, советовал уменьшить её. Рад, что вы настояли на своём и справились. За эту работу можно поставить «отлично».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.