– Тем не менее коллективы эти не являются профессиональными, по крайней мере с точки зрения отделов кадров, поскольку их участники отдают искусству лишь свободное время, работая на заводе, занимаясь в институте и т. д. Иными словами, к категории творческой молодежи они не относятся. Значит ли это, что они остаются вне сферы влияния Совета творческой молодежи при ЦК комсомола республики?
– Ни в коем случае. Во-первых, основная, я бы сказал, стратегическая задача Совета творческой молодежи, как и всей художественной интеллигенции, – это в конечном счете повышение уровня культуры советских людей. Воспитать в каждом молодом человеке чувство прекрасного – вот та благородная цель, ради которой поэты слагают стихи, художники пишут картины, артисты выходят на сцену... Кастовость везде отвратительна, в искусстве особенно. Настоящее дарование всегда щедро. И я не поверю в талант художника, который равнодушно пройдет мимо «колдующего» над листом бумаги и красками парнишки. Художественная самодеятельность – одно из величайших завоеваний нашего общества. И чем масштабнее задачи встают перед обществом, тем актуальнее становится выдвинутая Лениным проблема формирования «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Роль искусства и культуры, составной неотъемлемой частью которых является художественная самодеятельность, в воспитании таких людей все более возрастает. Во-вторых, мы хорошо знаем «закон
пирамиды», который действует в искусстве так же, как и в спорте, – чем шире основание, тем выше вершина. Без массовости не может быть ни рекордов, ни выдающихся творческих свершений.
Вот почему работа с самодеятельными коллективами, самодеятельными художниками, музыкантами, литераторами не только не остается вне сферы влияния СТМ, но и является одним из основных объектов его пристального внимания. Например, секция литературы СТМ при ЦК ЛКСМ Армении своей главной задачей считает работу с членами двадцати литобъединений, созданных на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах республики. О результатах этой деятельности товорит хотя бы тот факт, что за последние два года по рекомендации СТМ из числа членов литобъединений принято 20 человек в Союз писателей.
Не обойдены заботой и те самодеятельные коллективы, которые я назвал в качестве примера. Именно благодаря поддержке и помощи профессионалов их мастерство достигло столь высокого уровня. Заводской танцевальный ансамбль – лауреат премии Ленинского комсомола Армении, лауреат XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Во многих городах страны и за рубежом демонстрировал свое искусство студенческий оркестр. Вероятно, кто-то из членов этих коллективов перейдет на профессиональную сцену, большинство же останутся верными своей основной профессии. Важно то, что каждому из них на всю жизнь привит вкус к художественному творчеству...
– Фрик Агиотович, все равно большая часть людей остается просто зрителями, просто слушателями, просто читателями...
– Мы стремимся предоставить каждому человеку возможность заниматься тем, чем он хочет. Для этого нужно создавать широкую сеть различных творческих кружков, студий, объединений, молодежных клубов. Мы сейчас считаем своей задачей создать молодежные клубы в каждом районном центре. Именно клубы, а не молодежные кафе, которые зачастую «открываются» очень легко: повесили на вчерашнюю столовую «молодежную» вывеску – и дело сделано. Суть не в названии, не в «молодежном» выборе закусок, главное – дать молодежи возможность общения. Общения активного, творческого. Поэтому мы и стараемся не просто предоставить молодому зрителю возможность посмотреть то или иное произведение искусства, но и помочь ему встретиться с автором, высказать свое мнение.
Именно таким центром гармоничного развития молодого человека, несомненно, станет открытый в Ереване великолепный Дворец молодежи. Здесь уже действуют выставочный зал, дискотека, в дальнейшем будут открыты различные художественные секции, Клуб творческой молодежи. Во дворце создаются все условия для неформального, поистине творческого общения комсомольцев, для проведения различных встреч, обсуждений новинок искусства.
– Да, если бы спросили меня, что производит наибольшее впечатление в культурной жизни молодой Армении, я, не задумываясь, в числе трех самых ярких воспоминаний назвал бы Дворец молодежи. Похожий на тугой кукурузный початок, вознесся он над Ереваном, удивительно гармонично вписываясь в облик древнего города. Совершенство его архитектурных форм, по-моему, само по себе выступает талантливым учителем на уроке эстетического воспитания. Подобных дворцов еще очень немного в стране. И такому прекрасному подарку, который получила молодежь республики, могут позавидовать самые крупные города.
– Возведение дворца – еще одно свидетельство постоянной заботы Коммунистической партии, нашего государства о творческой молодежи, об эстетическом воспитании молодых рабочих и колхозников. Хочется отметить, что Дворец молодежи спроектирован молодыми архитекторами – Артуром Тарханяном, Гричем Погосяном, Спартаком Хачикяном, Мартыном Закаряном в соавторстве с Аракелом Габриеляном. Конструкторы дворца – Герасим Геворкян и Игорь Цатурян. Наша задача сейчас – организовать «внутреннюю жизнь» дворца, достойную его внешнего вида. А теперь, нарушая законы интервью, вопрос хочу задать я. Вы назвали Дворец молодежи в числе трех самых ярких впечатлений. Что еще запомнилось вам?
– Тут, думается, я буду един во мнении с каждым приехавшим в Ереван и интересующимся вопросами эстетического воспитания молодежи. Прежде всего просто восхищает то, что сделано, делается и задумано в области изобразительного искусства. Первая в мире детская картинная галерея, фонды которой насчитывают свыше ста тысяч рисунков. Первый в стране музей современного искусства, в книге почетных гостей которого Михаил Ульянов написал: «Прекрасное собрание – талантливо и яростно отражающее мир. На мир смотрят разные, но честные глаза. И это, как мне кажется, самое замечательное в музее современного искусства». Создаваемый сейчас, тоже первый в стране, центр эстетического воспитания детей и подростков. Многочисленные студии, секции, кружки в детских садах, школах, домах пионеров всех районов республики. Мне запомнились слова одного из инициаторов и организаторов этого движения, Генриха Игитяна: «Сегодня не один ребенок в нашей республике, желающий заниматься изобразительным творчеством, не остается без внимания педагога-художника». Впрочем, бессменный директор Ереванской детской галереи, искусствовед Генрих Суренович Игитян в этом же номере нашего журнала сам выступает перед читателями. Поэтому, лишь отдав дань восхищения постановке и размаху этой работы, я перейду к другому поразившему меня явлению – созданию в Ереване двух комсомольских театров.
Театры эти – камерный и молодежный – очень, на мой взгляд, разные. Первый родился из самодеятельности, костяк его и сейчас составляют бывшие студенты-кибернетики и преподаватели политехнического института, труппа второго – профессиональные актеры, в основном выпускники художественно-театрального института, занимавшиеся в мастерской режиссера театра имени Г. Сундукяна, председателя театральной секции СТМ при ЦК ЛКСМ Армении Грачя Казаряна, который и в новом театре, став его главным режиссером, не оставил своих воспитанников. Различны творческие характеры обоих коллективов. Если камерный театр и своим репертуаром, в котором преобладают пьесы-очерки, и манерой игры тяготеет к музыкально-буффонадному стилю студенческой импровизации, то молодежный, или, как его еще называют, агиттеатр, отдает предпочтение пьесам классического характера, давая своему зрителю возможность увидеть их в остросовременной, гротесковой постановке. Роднит же эти театры обращение к злободневным нравственным проблемам сегодняшнего дня. желание найти теснейший контакт и взаимопонимание с молодым зрителем. Роднит их и история создания, а также сами названия – театры при ЦК ЛКСМ Армении...
– Тут я должен вас перебить. Действительно, два новых сценических коллектива Еревана – молодежный и камерный – называют театрами при ЦК комсомола, но, думается мне, названия эти не совсем верны. Правильнее будет сказать – театры, созданные при участии ЦК комсомола. Потому что самая главная ошибка, которую порой трудно избежать комсомольским комитетам в работе с творческой молодежью, – это соблазн принять свою заинтересованность в том или ином вопросе за профессиональную компетентность. И хотя даже работников в отдел пропаганды и культурно-массовой работы нашего ЦК мы стараемся подбирать так, чтобы среди них были и актеры, и поэты, и журналисты, тем не менее комсомольский комитет, какие бы умные и эрудированные люди в нем ни работали, не может (и не должен) подменить собой профессиональные творческие организации, государственные учреждения, занимающиеся вопросами культуры. И наши, комсомольские театры, став на профессиональный путь дальнейшего развития, будут работать, как и все остальные театральные труппы Армении, в системе Министерства культуры республики. Это, конечно, не означает, что мы слагаем с себя ответственность за их судьбу. Мы и в дальнейшем будем пристально следить за их творческим и идейным ростом, всемерно помогать им, но все вопросы «театрального хозяйства» будут, разумеется, находиться в ведении соответствующих компетентных (я еще раз хочу подчеркнуть это слово) организаций. И, может быть, в будущем эти коллективы вообще сменят свои сегодняшние вывески, найдя более точные и емкие названия. Главное не в этом. Главное, что первая строка их биографии: рождены инициативой комсомола. А за этими простыми словами стоит труд сотен людей.
– Во всяком случае, в разговоре со мной и главный режиссер Грачь Казарян и главный художник молодежного театра Евгений Сафронов предостерегли меня от того, чтобы написать так: «В одно прекрасное утро их осенила идея создать
– Сейчас действительно трудно назвать имя автора такой идеи. Предложение это родилось в ходе республиканского смотра работы театра с молодыми актерами, режиссерами, который, в частности, показал, что не во всех театральных коллективах руководство доверяет молодым ответственные роли, постановки. Явно недостаточно было и спектаклей на молодежную тематику. И вот секция театра вынесла на обсуждение СТМ при ЦК комсомола республики проект создания экспериментального коллектива, в котором свои силы могли бы попробовать начинающие талантливые режиссеры, актеры, в котором они получили бы возможность активно откликаться на злободневные вопросы, волнующие молодежь.
В обсуждении этого проекта принимали участие все секции Совета творческой молодежи. Говорят, что театр начинается с вешалки. Но эту вешалку надо было еще где-то поставить. Для строительства театра мы выбрали подвальное помещение.
– Фрик Ашотович, простите, но, мне кажется, эти слова – «подвальное помещение» – могут ввести в некоторое заблуждение наших читателей. Я был в обоих театрах – и молодежном и камерном – и должен сказать, интерьеры их залов, фойе продуманы и отделаны с таким вкусом и изобретательностью, что могут по праву считаться произведениями искусства. К тому же современнейшее техническое оснащение, например, поднимающийся и опускающийся пол в зрительном зале, позволяющий образовать сцену в разных местах...
– Все это стало возможным в результате объявленного ЦК комсомола конкурса на лучший проект оформления, а также конструктивно-технологического решения театров. Все предложения рассматривались и обсуждались с особой тщательностью, пока не были утверждены окончательные варианты. Надо сказать, что факт создания наших театров сам по себе является лучшим примером совместной деятельности молодой интеллигенции республики. Ну, а для воплощения проектов в жизнь будущим актерам пришлось основательно потрудиться, постигнув не одну строительную профессию.
Нынешний театральный сезон станет первым официальным сезоном для молодежного и камерного театров. Позади организационные проблемы, впереди – трудности роста, творческого становления. Мы ждем от них новых высокохудожественных постановок, отображающих дух времени, дела и помыслы нашей славной молодежи, надеемся, что новые театральные коллективы оправдают ожидания, связанные с их рождением, и станут еще одним центром эстетического воспитания молодежи.
– Встречаясь с руководителями новых театров, я слышал сетования на недостаток литературного материала, отвечающего специфике этих коллективов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.