Девушка из Монреаля

Вл Большаков| опубликовано в номере №946, октябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оффис филиала американской компании на одной из центральных улиц Монреаля. Стекло и бетон. В окнах витрины, на рекламных проспектах неизменное: «Покупайте! Покупайте! Покупайте!» За столиком у кабинета босса — миловидная секретарша небольшого роста с точеной фигуркой и ослепительной улыбкой. На первый взгляд кажется, что она только что сошла с рекламного щита, чтобы ответить на звонок босса.

— Да, сэр. Хорошо, сэр. Все будет сделано, сэр.

— Спасибо, Клер. — Босс знает, что все будет исполнено точно и в срок. Клер работает уже не первый год. У нее отличная репутация. Босс изучающе, словно впервые, смотрит на свою секретаршу.

Мягкая улыбка трогает губы Клер.

— Еще какие-нибудь указания, сэр? — Как идет ей этот мягкий французский акцент.

— Нет. Нет. Просто... Кстати, что вы сегодня делаете вечером, Клер?

Клер очень занята. Домашние заботы. Ведь она старшая в семье. На ее попечении трое — брат, сестра, старая больная мать. А кроме того, вечерняя месса. Клер — ревностная католичка, как и большинство франкоканадцев, жителей провинции Квебек.

Босс понимающе кивает. Он сам набожный человек, хотя дела и не позволяют ему часто общаться с богом.

«Тук-тук-тук» — стучат каблучки модных туфелек по асфальту. Рабочий день кончился. Густая масса автомобилей медленно ползет по улице. Клерки, секретарши, маклеры спешат к семейному очагу — кто в автомобиле, кто пешком, кому как повезло в жизни.

Наскоро перекусив, Клер целует мать и, накинув плащ, выходит на улицу. Темнеет. Подняв воротник, Клер быстро переходит на неосвещенную сторону Авеню дю Парк и исчезает в темноте. Окажись в эту минуту рядом ее босс, он бы увидел, что Клер отправилась в сторону, прямо противоположную католическому собору.

Комната на Авеню дю Парк. Трое парней составляют текст прокламаций.

Легонько скрипнула дверь.

— Запаздываешь, Клер.

— Пришлось немного поплутать. Кто-то активно интересуется мной в последнее время.

До поздней ночи не гаснет свет в маленькой, комнате на Авеню дю Парк, где разместился штаб комсомола Квебека. А на следующий день жители Монреаля обнаруживают на стенах домов, в почтовых ящиках и даже в своих автомобилях листовки с призывом протестовать против визита министра обороны США Макнамары в Монреаль, которого квебекские комсомольцы прозвали «Мэк-зе-найф» («мэкки-нож»).

— Это только одна маленькая деталь нашей работы, — рассказывает мне Клер С., руководитель квебекского комсомола, член ЦК Компартии Канады. Мы встретились с ней в дни XV съезда ВЛКСМ. Встретились уже поздно. Клер только что вернулась с вечера встречи с молодежью Дзержинского района. На столике в ее комнате в гостинице стоят красные пионы. Клер зябко кутается в плед. И рассказывает, постукивая карандашом по столу, всякий раз, когда хочет выделить что-то особо важное.

— О, Квебек — это целый клубок проблем. Разобраться в них сразу сложно. Для этого надо знать историю, экономику, характер квебекцев.

Еще в 1534 году француз Картье высадился в Канаде. С этого началась французская колонизация североамериканских территорий. В 1608 году был основан Квебек. Французские поселенцы распространились по всему атлантическому побережью — от Великих озер до Мексиканского залива. Но в 1713 году в бой за захват североамериканских владений Франции вступила Англия. После продолжительной борьбы Франция потерпела поражение, и Парижский договор от 1763 года окончательно закрепил права Англии на Канаду. В то время, когда подписывался этот договор, в Канаде жили в основном французы. В последующие десятилетия иммиграция с Британских островов и из американских колоний привела к тому, что английское население Канады в два раза превысило французское. Извечное правило колонизаторов «разделяй и властвуй» пошло в ход и здесь. В 1867 году Англия дала канадцам конституцию, которая не признавала франкоканадцев отдельной нацией. Французское население подвергалось жестокой дискриминации. До сих пор в Квебеке самая низкая заработная плата в стране, жизненный уровень ниже, чем в остальных провинциях. Жители Квебека с первых шагов познают, что франкоканадец — это гражданин второго сорта. А что говорить тогда о женщине в Квебеке, где католицизм и до сих пор действующий «кодекс Наполеона» не признают ее равной мужчине.

— Клер, Клер! — слышится сквозь сон голос матери. — Вставай. Надо идти в церковь.

— Сейчас, мамочка, сейчас.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Записки Зои Курбатовой

Документальная повесть