На днях я получила письмо из Франции от девушки, с которой я переписываюсь. В письмо была вложена небольшая записная книжечка.
«... Прочтите эту тетрадку, - пишет моя корреспондентка, - это записки обыкновенной французской девушки, пришедшей в первые ряды борцов за мир, за будущее Франции, за лучшее будущее молодёжи.
Сейчас Ирен и Жак борются за то, чтобы наша молодёжь была так же, как и ваша, полновластным хозяином своей судьбы, чтобы страшная неуверенность в завтрашнем дне перестала угнетать душу и разум...»
Я прочла и перевела эту тетрадку. Прочтите её и вы.
Н. ЭЙЗНЕР
... Я ищу работу. Но сегодня, как и вчера, работы нет.
Опять ничего.
Хозяйка вежливо напомнила о плате за комнату... Возвратилась поздно, усталая, разбитая, без надежд и желаний. Сон плёлся безалаберным фильмом, смонтированным из тысячи «съедобных» кадров. Утром страшно хотелось есть. Из кухни мадам в комнату заползал запах кофе.
- Мадемуазель Ирен, вы, очевидно, завтракаете в кафе?
- Да, мадам, это удобнее...... Удобнее... Ведь она не должна знать, что я без работы. У витрины Бюше кто - то взял меня за руку. Жак. Он оставил университет и моет посуду в кафе «Bon repos». Он засмеялся: «Bon repos» - хороший отдых перед обширной юридической практикой». Бедный Жак, он хотел быть юристом.
Мы побрели к Елисейским полям. Париж готовился к рождественским праздникам. Рекламы кричали о полуночной мессе в соборе Парижской богоматери. К собачьей парикмахерской подъезжали дамы с пуделями, заботливо укутанными в бархатные попоны.
- Жак, как ты проведёшь рождество?
- О, чудесно! Буду мыть посуду на рождественском ужине американских туристов...
- Знаешь, Жак, когда два года назад я получила аттестат зрелости, мне казалось, что самое трудное позади. Я, как и ты, мечтала о будущем, но увидела, что для меня нет места в жизни, даже самого маленького. Что же дальше, Жак?
- Дальше?.. Мы должны отвоевать себе место в жизни, Ирен.
Сегодня то же: работы нет. Впереди пустота голодных дней. На одном из бульваров бродячие музыканты, дрожа от холода, распевали новую американскую песенку: «Радуйтесь, танцуйте буги - вуги».
Чему же радоваться таким, как они, как я?
Воскресенье. Утром кто - то постучал. Чтоб избежать разговора с хозяйкой, притворилась, что сплю.
- Мадемуазель Ирен, очевидно, спит...
- О, её нужно разбудить: я уезжаю и хочу проститься.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.