Вечер. Недавно зажгли электричество. Поперёк комнаты протянута проволока, а на проволоке, касаясь нижним краем пола, висит простыня. Перед простынёй в два ряда стоят стулья. Собственно, стулья можно бы поставить и в один ряд, - их всего четыре, - но хочется, чтобы было похоже на зрительный зал.
На стульях Витя, Ника и Машенька. Вите девять лет, но он уже перешёл в четвёртый класс - способный мальчик! Лицо у него худое, нос остренький, а глаза маленькие, чёрные и блестящие, как две вишенки. На простыню он смотрит насмешливо, со скрытой издёвкой. Ника - пухлый, розовощёкий дошкольник. На лице его спокойное любопытство и неисчерпаемое ко всему доброжелательство. Машенька же - просто маленькая девочка с голубыми глазами и голубым бантиком в кудряшках.
Четвёртый стул свободен, и, пользуясь этим, Ника разлёгся на двух стульях.
За простынёй слышится подавленный вздох. Из-за неё выходит Борис, ученик 5-го класса, с унылым выражением лица. Он становится перед «публикой» и, глядя куда-то в сторону, говорит с обречённостью в голосе:
- Мама уехала в Марьевку кого-то инспектировать, а мне велела культурно развлекать вас. Мои товарищи, Николай Боков и Ваня Пузанков, идут ночью ловить бреднем щук, а я должен морочить тут с вами голову. Быть старшим братом - это несчастье, стихийное бедствие.
Он идёт за простыню и оттуда кричит:
- Занавес!
Ника вскакивает, снимает простыню и с блаженным видом опять ложится на стульях. За простынёй - стол, а на столе лежат три зелёных тома старой энциклопедии Брокгауза и Ефрона с тусклой позолотой на корешках, один зелено-красный том Большой советской энциклопедии и несколько потрёпанных учебников. У стола стоит Борис. С тем же унылым видом и так же глядя в угол, он говорит:
- Вечер вопросов и ответов считаю открытым. Вы задавайте вопросы, а я буду отвечать. Вопросы должны быть культурные, без подвохов, - запомни это, Витька!
- Почему именно я? - пожимает плечом Витя.
- Потому, что ты любишь умничать и воображать. Подумаешь, вундеркинд какой! Вопросы надо задавать научные и литературно-художественные. Желающий задать вопрос должен поднять руку. Ну, раскачивайтесь! Руку поднимает Ника.
- Кто такой вундеркинд? - спрашивает он и весь от доброжелательства озаряется.
- Вундеркинд - это умопомрачительный ребёнок... то есть до умопомрачения способный ребёнок. Не фыркай, Витька, я правильно отвечаю. Так и в энциклопедии написано. Вопросы будут? Машенька, хочешь что-нибудь спросить?
Машенька послушно поднимает пухленькую ручку и так сидит, глядя на старшего брата трогательно доверчивыми глазами.
- Ну, Машенька, спрашивай, - поощрительно говорит Борис.
У Машеньки опускаются уголки губ, личико краснеет, глаза обволакивает влага.
- Скоро мама приедет? - спрашивает она тоненьким голоском, в котором дрожат слёзы.
Борис гладит затылок и озадаченно отвечает:
- Это, Машенька, не научный вопрос. Но, видя, что у Машеньки морщится лицо и она вот-вот разрыдается, схватывает первую попавшуюся в руки книгу и поспешно говорит:
- Подожди, Машенька, я сейчас посмотрю в энциклопедии. Тут должно быть написано. Ага, вот! «Мама приедет ночью, как только Машенька заснёт». Видишь, чем ты скорее заснёшь, тем скорее приедет мама.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.