Гигантское растение уперлось вершиной в своды прозрачного потолка оранжереи. Рядом с ним – растение этого же вида. Оно взошло из таких же семян, оно посеяно в то же время. Но оно вдвое меньше. Читаем таблички. На одной написано: «Табак «мамонт». Рост – 2 метра». На другой – «Табак «мамонт». Рост – 4 метра. Обработан гиббереллином».
Значит, секрет могучего роста в гиббереллине. А что это такое?
Вот немного истории. Японские крестьяне годами со страхом взирали на посевы риса. Отдельные стебли растений почему-то вытягивались до невероятных размеров, а затем гибли. Болезнь риса, начавшаяся в Японии, затем захватила поля Тайваня и некоторых других районов Дальнего Востока. Она приняла такие угрожающие размеры, что ею вынуждены были заинтересоваться ученые. После долгих поисков они открыли причину странного заболевания. Им удалось выяснить механизм этого явления и химическое строение вещества, вызывающего странную болезнь. Неизвестное до того вещество вырабатывал грибок «гибберелла фуйикурои».
Найдя причину болезни, ученые дали в руки рисоводов и средства борьбы с ней. Однако тут же возник вопрос: а нельзя ли удивительное свойство гиббереллина – увеличивать до колоссальных размеров растительные ткани – использовать для повышения урожайности сельскохозяйственных культур?
Первые препараты из выделений болезнетворного грибка риса получил японский ученый Куросава. Выращивая грибок в среде из минеральных солей и сахара, он обрабатывал полученной жидкостью корни сеянцев риса. Сеянцы при этом росли гораздо быстрее.
Позже из выделений грибка удалось получить и химически чистое вещество необычайно высокой активности. Стоило растворить одну часть вещества в миллионе частей воды, а затем этим раствором опрыснуть ростки риса, табака или ячменя, и они начинали развиваться значительно интенсивнее растений, не подвергавшихся обработке гиббереллином.
Интерес к гиббереллину после опытов японских ученых резко возрос. Ныне во многих странах налажено его производство. Оно похоже на производство пенициллина и других антибиотиков: грибок разводится в питательной среде, а через несколько дней, в течение которых идет брожение, из раствора выделяют гиббереллин.
Гиббереллин изготовляют не только из грибка «бешеного риса» (так японские крестьяне называли растения с необъяснимо быстро растущими побегами), но также из незрелых плодов и семян некоторых растений. Из семян фасоли и плодов дикого огурца удалось получить стимуляторы, вызывающие почти такой же ускоренный рост и цветение растительных организмов, как и при использовании химически чистых гиббереллинов. Советские ученые получили высококачественный гиббереллиновый препарат из грибка больных виноградных лоз.
Советский гиббереллин был впервые получен и изучен на различных растениях сотрудниками кафедры биологии почвы биологического факультета МГУ и Института микробиологии Академии наук СССР под руководством Николая Александровича Красильникова.
Заглянем на опытную делянку. Вот растения-близнецы – конопля сорта «южная чуйская». Одно из них выше соседа ровно вдвое. Причина все та же: влияние чудесного препарата. Рядом помидоры, огурцы, арбузы, баклажаны, инжир, перец. Здесь стимуляторы роста использовались для ускорения созревания плодов и повышения урожайности. И вот результаты: плоды созревают на 10–15 дней раньше срока, а урожайность в некоторых случаях повышается вдвое. Удивительно и то, что почти все плоды получаются без семян. Кто бы отказался попробовать арбуз без единого семечка?!
С помощью гиббереллинов растения цветут даже в условиях, при которых раньше они не давали цветов. В этом случае стимуляторы становятся как бы «заменителями» солнечного света. Известно, что растения умеренных и северных широт, пересаженные в почвы юга, где день короче, теряют способность цвести и плодоносить из-за недостатка света. Но вот опрыснули их раствором гиббереллина, и они стали себя вести так, словно север вместе с ними переместился на юг.
Кстати, о юге. Длинное лето южных областей Украины позволяет получать два урожая картофеля в год. Однако свежеубранные клубни первого сбора не «хотели» давать новых всходов. Сотрудники Украинского научно-исследовательского института физиологии растений попробовали обработать эти клубни гиббереллином – и новый урожай был получен.
Такие растения, как сахарная свекла, капуста, морковь, в обычных условиях образуют на первом году жизни корнеплоды с розетками листьев и лишь на будущий год, после яровизации – длительного воздействия холодом, – приобретают способность давать семенные стебли и цвести. Значит, чтобы получить, скажем, семена моркови, нужно выращивать растение два года. Гиббереллин сократил этот срок наполовину.
В Крыму, Средней Азии и Закавказье попробовали воздействовать гиббереллином на виноград.
Ягоды стали крупнее, а урожай возрос вдвое.
Прекрасны многолетние липы, высаженные в Москве на улице Горького, на проспекте Маркса, на площади имени Дзержинского. А ведь и они обработаны стимулятором роста. Правда, не гиббереллином, а другим волшебником земного мира – гетероауксином. Он способствовал образованию мощной корневой системы и более быстрому росту лип.
В практике иногда необходимо не активизировать, а, наоборот, замедлить рост растения. Ну хотя бы в том случае, когда садовые деревья цветут во время заморозков. Стоит обработать растение стимуляторами – развитие почек и особенно распускание цветов плодовых деревьев задержится.
Даже из простого перечисления чудесных свойств гиббереллина ясно, какие выгоды дает его применение сельскому хозяйству. Тогда почему же так медленно растет производство гиббереллина? Он очень дорог.
Новый стимулятор роста, созданный недавно на нефтяной основе, обходится гораздо дешевле. И его эффективность очень высока. При внесении нефтяных ростовых веществ в почву в количестве от 50 до 300 граммов на гектар урожаи хлопка повышается на три – пять центнеров, томатов – на шестьдесят три – семьдесят пять центнеров, капусты – на тридцать восемь – шестьдесят пять центнеров. Действие нового препарата проверено и на чайных плантациях. Здесь прибавка зеленого чайного листа составила около четырех центнеров с гектара. Резко возрастали урожаи при опрыскивании наземных частей растения растворами в ничтожной концентрации – от 0,05 до 0,005 процента.
Это замечательное научное открытие сделано в лаборатория органических удобрений Института почвоведения и агрохимии Академии наук Азербайджанской ССР. Новые стимулирующие вещества, не уступающие, а превосходящие по своим действиям гиббереллин, получены Институтом микробиологии Академии наук СССР. Внесение их под посевы гороха повысило его урожайность на 50 процентов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Почему сломалась ручка