Чувство пути

Андрей Комаров| опубликовано в номере №1248, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Альберт Мурзагулов, любовно изображая природу, ярких красок не приемлет. И сознательно, как он сам подчеркивает, портреты не пишет, людьми картины свои населяет редко, как будто бы неохотно. Его творчество явно тяготеет к неспешному диалогу с природой. И люди – в неспешных раздумьях, в глубоком единении с природой. И тем не менее, обращаясь к личности Мурзагулова, невольно проникаешься ожиданием образов современника на его полотнах – ярких, динамичных. Потому, что неутомим путь Альберта по родной стране, неисчислимы встречи с ее людьми. Мастер спорта по туризму, Мурзагулов прошагал с рюкзаком более 10 тысяч километров: взбирался на хребты Тянь-Шаня, прыгал через трещины ледников Кавказа, прочувствовал упрямую недоступность джунглей Уссурийской тайги – да и не счесть маршрутов. Художник Мурзагулов запечатлел эти маршруты на полотнах, и не только их. Он подолгу жил на Дальнем Востоке, Алтае, в Якутии, чтобы накопить «главную краску», как говорит Альберт, – глубокое, не быстротечно обретенное чувство к людям, к полюбившемуся краю. Так рождались серии – вот, например, «Охотские мотивы» – мы предлагаем вниманию читателей некоторые работы из нее.

Художник отдает встречам с природой тонкое свое чувство цветовой гаммы, мягкость мазка, оригинальность, присущую его образному мышлению и композиционному творчеству. А главное – стремится воплотить в образах то очарование души, что принесли ему пути-дороги, встречи, споры, радость работы среди людей, вместе с ними. И потому в величавом спокойствии изображаемой художником природы, за приглушенностью красок чувствуется не покой отдохновения, а неутомимый ритм работы, что диктуют люди сильных характеров, с которыми свели Мурзагу-лова его маршруты.

За пять лет, прошедших после окончания художественно-графического факультета Московского пединститута, выставки молодого художника с успехом экспонировались в Вильнюсе, Москве, Уфе, Стерлитамаке и Охотске. И что интересно, каждому из городов, давшему возможность общения с аудиторией, Мурзагулов не просто отдавал дань благодарности несколькими сюжетами – каждому из них посвящены большие серии работ художника. Самая же представительная – родной Башкирии. В ней краски ярче, чем обычно свойственно творчеству Мурзагулова, – настолько ярко настоящее его родной земли в сравнении с тусклым, невыразительным прошлым.

...Да, полотна Альберта Мурзагулова редко населены людьми. Но обостренное чувство пройденных путей-дорог он сумел образно воплотить благодаря встречам с современником.

И для него.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Пение – высокий университет»

Иван Козловский, народный артист СССР